15.07.2015 07:15
Рубрики
Общество
Теги
15.07.2015 07:15

Центр исправления

В регионе продолжается эксперимент по созданию новых условий для осужденных

Исправительная колония общего режима № 14 города Ангарска вошла в число участников всероссийского эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных. Его суть – в адресном исправительном воздействии на каждого осужденного со стороны администрации, психологов и социальных работников учреждений.

Всероссийский эксперимент по созданию центров исправления осужденных начался в мае 2014 года в пяти колониях четырех регионов страны, в том числе в женской исправительной колонии № 11 поселка Бозой Эхирит-Булагатского района. Результаты, полученные после года работы, были признаны настолько успешными, что к эксперименту начали активно подключаться новые колонии. Сегодня подобные центры открыты в 66 исправительных учреждений РФ. Ангарская колония № 14 стала в Приангарье второй, принявшей участие в данном эксперименте.

Смысл преобразований, на первый взгляд, незначителен: вместо отрядной системы, существовавшей с 1957 года в исправительных учреждениях, теперь создаются центры исправления. Однако в результате, согласно социологическим исследованиям, у заключенных повышается производительность труда, сокращается количество нарушений внутреннего распорядка, а самое главное – уменьшается число рецидивов – случаев повторного совершения преступлений после отбытия срока лишения свободы.

От теории – к практике

В эксперименте участвуют те исправительные учреждения, в которых большинство осужденных – граждане, впервые совершившие преступления. В Ангарской колонии № 14 это основной контингент.

– Они быстрее могут исправиться, поскольку не потеряны социальные связи, – рассказывает начальник ФКУ «Исправительная колония № 14» Сергей Гурулев. – Осужденные плотно общаются с родственниками, женами, детьми, родителями… Получают передачи, при хорошем поведении – дополнительные свидания… Сегодня у нас содержится вместе с поселением 920 осужденных, непосредственно на территории колонии – 898 человек.

До июня здесь существовало 14 отрядов по 65–70 человек в каждом. Руководил заключенными начальник отряда. На него же возлагалась воспитательная работа, вопросы обучения, трудоустройства и подготовка осужденных к освобождению. Теперь, после создания четырех центров (каждый по 300 человек), ежедневной работой с ними занимаются сразу пять сотрудников: начальник, два заместителя (по воспитательной работе и режиму), психолог и специалист по организации труда.

– Раньше психологи закреплялись по разным отрядам, сейчас – строго за своим центром. Таким образом, теперь я могу отслеживать осужденного с карантинного содержания – момента поступления в колонию и до освобождения, – рассказывает психолог Ирина Щенявская. – Его не перехватывают другие психологи, и меня не бросают на другие группы. Такая работа позволяет изучить личностные особенности более глубоко, и я могу вовремя корректировать свою работу.

По словам Ирины, основной контингент осужденных имеет диагноз «социальная запущенность». Это выходцы из неблагополучных семей, социальные сироты, наркозависимые. Многие впервые только в колонии увидели белую простыню и новую одежду. Для осужденных здесь проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия.

– Осужденные обращаются со всевозможными проблемами, – объясняет она. – Допустим, один пожаловался на то, что ему постоянно снится ребенок. Начинаешь разбираться – выясняется, что он освобождается через год, когда сыну исполнится уже четыре, и не знает, как объяснить ребенку, где он был все эти годы. Внушаю – не столь важно, где ты находился – ребенок еще маленький, вырастет, даже не вспомнит, гораздо важнее стать для малыша настоящей опорой, примером в жизни. Или, например, пришло письмо, в котором жена сообщает, что не дождалась и вышла замуж. Начинаю активно приглашать этого человека на занятия, провожу тренинги, тесты, отслеживаю поведение, прошу, чтобы пристальнее за ним следили в общежитии и на работе… Человек, видя искреннюю заинтересованность в своей судьбе, меняется на глазах. Он понимает, ему действительно хотят помочь, он не безразличен, о нем заботятся и думают.

Главная проблема – безработица

Одним из важнейших средств реабилитации осужденных всегда считался труд. Исправительное учреждение № 14, как и большинство российских колоний, имеет собственное производство. Здесь работает пилорама, цех по производству шлакоблоков, стройматериалов, сувенирной, швейной продукции, пошиву обуви, имеется свое подсобное и тепличное хозяйство.

– На пилораме осужденные кроме пиломатериалов с недавнего времени изготавливают оконные блоки, – рассказывает Сергей Гурулев. – Это экономически выгодно – мы делаем продукцию для себя, не неся при этом никаких транспортных расходов, к тому же создаем рабочие места. Шлакоблоки тоже – и для своих нужд, и на заказ, люди берут для строительства гаражей, дач. Недавно открыли новую мельницу – закупаем зерно и полностью обеспечиваем колонии Иркутской области мукой для выпечки хлеба. В колонии есть своя пекарня, мельница – на территории поселения.

Вообще, как выяснилось, с трудоустройством в исправительном учреждении неважно. Если среди проживающих в поселении (22 осужденных) работу имеют все, то среди «колонистов» – один из восьми. На 898 человек 150 рабочих мест.

– Эксперимент только начался. В дальнейшем благодаря ему предполагается трудоустроить всех, в первую очередь имеющих исковые обязательства: долги по алиментам, непогашенные иски и штрафы, – заверяет Сергей Гурулев. – Уже сейчас мы привлекаем к труду гораздо больше осужденных. Из Управления получили 2,5 млн рублей на реконструкцию системы отопления и проведение косметического ремонта. Для первого исправительного центра, где содержатся осужденные, трудоустроенные на ставках бюджетного финансирования, и пенсионеры-инвалиды, устанавливаем пластиковые окна, полностью меняем сантехнику. Все работы осужденные выполняют сами, что, разумеется, удешевляет процесс. Заканчивается ремонт и в медсанчасти…

Начальник объясняет: в исправительном учреждении не менее пристальное внимание уделяется и образованию. Учитывая, что средний возраст осужденных в ИК №14 – 23 года, а процент молодых людей, не освоивших даже школьной программы, стабильно высок, в колонии организовано получение среднего образования на базе учебно-консультационного пункта. Функционирует профессиональное училище № 306, где готовят специалистов рабочих профессий, востребованных на рынке труда: сварщик, контролер ОТК, крановщик, каменщик, токарь, столяр-станочник, электромонтер, автослесарь, оператор котельных установок. Полученные профессии, уверена администрация, дадут возможность осужденным трудоустроиться как в Центре исправления, так и после освобождения.

С надеждой на понимание

В кабинете психолога начинается групповое занятие. Сидящие кружком арестанты делятся проблемами, рассуждают о наболевшем. Анатолия К., оказавшегося в местах лишения свободы 16-летним подростком и проведшего за решеткой уже девять лет, страшит предстоящее освобождение:

– И мать, и отец умерли, пока я сидел. Сестра вышла замуж. У нее муж, дети, зачем я ей такой?

Михаила беспокоит встреча с семьей:

– На свободе ждет жена, ребенок. Здесь я выучился на рамщика, бетонщика, стропальщика. Сейчас рабочие специальности, говорят, как никогда востребованы. А вдруг меня все равно никто не возьмет на работу? Чем кормить семью?

Ирина Щенявская предлагает очередной тренинг: на листочках бумаги в одном столбце нужно написать, каких качеств не хватает каждому из них, а в другом – обществу в целом. После того, как все листочки собраны, выясняется – от себя ждут разного – уверенности, решительности, смирения, доброты, умения прощать, а от мира – одного и того же – понимания и дружелюбия.