Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

22 мая 2015

Спектакль не про собаку

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

премьера

Спектакль не про собаку

Пьесу «Собака» Валентина Красногорова поставил на «Другой сцене» Иркутского драмтеатра им. Н.П. Охлопкова артист Александр Братенков. Спектакль стал его дипломной работой в Восточно-Сибирской государственной академии культуры (Улан-Удэ).

– Почти десять лет я руковожу молодежным любительским театром «Цилиндр» в Иркутском госуниверситете, – рассказал Александр Братенков. – В свое время взялся за это после долгих уговоров, чтобы избежать вынужденного простоя в актерской профессии, и увлекся. Потом решил, что если заниматься режиссурой, то лучше делать это профессионально, и поступил в вуз. Кроме того, полученные знания помогают мне преподавать в театральном училище.

Александр Братенков выступил в спектакле «Собака» не только как постановщик, но и как сценограф и исполнитель главной роли.  

Первые действия разворачиваются на ветеринарной станции, куда попадает маленький бульдог Булька (Олеся Сокольникова). Главный герой спектакля Михаил сначала подобрал собаку, но так как она не вписывается в график его работы, скрепя сердце решил усыпить животное. Так Булька оказывается в руках странной, очень резкой женщины, работающей на ветстанции (Ольга Шмидгаль).

– Я люблю таких героинь – с внутренним содержанием, – говорит актриса. – Ее характер раскрывается постепенно, вначале мы видим неприветливую женщину в ватнике, а потом узнаем, что она ушла с престижной работы, чтобы спасать собак, убеждая их хозяев отказаться от своих намерений. Моя героиня пытается объяснить Михаилу пагубность совершаемого им поступка. «Ты ведь не собаку, ты душу свою губишь», – объясняет она.

После долгого диалога мужчины и женщины, который происходит на живодерне, у зрителя остается много вопросов: почему эта женщина решила бороться за жизнь собак таким странным способом? почему отказывается от компромисса ради спасения Бульки? Но все они становятся второстепенными, когда зритель осознает, что действие разворачивается вовсе не на ветеринарной станции, а в неком промежуточном чистилище, через которое главный герой проходит еще при жизни.

– Нам максимально хотелось оторваться от быта, поэтому и возник образ чистилища, где человеку дается шанс остаться человеком, – пояснил Александр Братенков. – Собака Булька для меня – это образ души. Когда героиня видит, что в моем персонаже есть «ростки человечности», за которые можно зацепиться, она начинает за него бороться. Своего героя я понимаю и отношусь к нему с печалью и состраданием – все мы заложники жизненных условий, но только нам самим дано их изменить.

В спектакле герой отказывается от этой возможности, выбирая привычный образ жизни и материальное благополучие. И таких, как Михаил, – множество. Зрители понимают это, когда работник станции в отчаянии комкает и бросает на пол квитанцию – там валяются десятки таких же бумажек. Но все-таки Александр Братенков оставляет своему герою шанс вернуться, тем самым немного отойдя от оригинального текста, ведь спектакль не о собаке, а о душе, спасти которую у человека всегда есть шанс. Однако если кто-то из зрителей не воспримет режиссерскую метафору и, проникнувшись симпатией к исполнительнице роли Бульки, просто станет лучше относиться к братьям нашим меньшим, это тоже будет неплохо.

Другие материалы