24.04.2015 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
24.04.2015 07:15

Страницы лет перебирая

Все дальше и дальше отделяют нас годы от того времени, которое сегодня мы называем периодом перестройки и либеральных реформ. Люди моего поколения, вспоминая свои детские годы, не могут обойти стороной пионерскую и комсомольскую организации, с которыми был связан этот период нашей жизни. 

До сих пор не смолкают дискуссии о роли Всесоюзной пионерской организации, прекратившей свое существование в сентябре 1991 года. Некоторые критики говорят о ее идеологизированности, называя «монстром формализма, равнодушия и бюрократии». Для современных школьников пионерская организация – абсолютно незнакомое словосочетание.

Несомненно, мы идеализируем этот период истории, потому что это время нашей юности, молодости, грандиозных планов, романтики, желания сделать что-то важное, полезное. На протяжении пяти лет я была председателем Иркутской областной пионерской организации и могу уверенно сказать, что очень многое из того времени можно смело перенести в современную школу, конечно, с учетом особенностей нынешней ситуации. Да, сегодняшнее поколение существенно отличается от школьников 1990-х годов. Современные дети – дети интернет-эпохи, их принято называть «цифровыми аборигенами», органично живущими в виртуальном мире. Очень часто они создают свою среду обитания, не всегда понятную нам. Но попробуем проанализировать деятельность пионерской организации.

Страницы лет перебирая, вспомним тех, кто был организатором этой деятельности – это старшие пионерские вожатые и организаторы внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях. Вспоминаю переполненные детьми пионерские комнаты, в которых они проводили сборы, дискуссии; рукописно, но талантливо и интересно оформляли отрядные и дружинные стенгазеты, готовили свои уникальные презентации к различным школьным, районным, городским и областным делам. 

Сегодня с уверенностью можно сказать, что дети приобретали навыки сотрудничества, сотворчества, и в этой работе в полной мере осуществлялся проверенный и подтвержденный практикой действительно деятельностный подход, декларируемый сегодня в образовательных стандартах второго поколения. В те годы центрами воспитательной работы совместно с образовательными учреждениями в каждом районе, городе были дворцы и дома пионеров, в которых было большое количество кружков, секций, клубов по интересам. В настоящее время одни перепрофилированы в дома детского и юношеского творчества системы дополнительного образования с элементами коммерциализации. К сожалению, многие из них в настоящее время прекратили свое существование или превратились в торговые, развлекательные центры и другие коммерческие структуры.

Отличительными элементами деятельности пионерских организаций того периода были сбор металлолома, макулатуры, помощь пенсионерам (тимуровское движение), соревнования дворовых команд по футболу – «Кожаный мяч», по хоккею – «Золотая шайба» и «Плетеный мяч», военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок».

Широкое распространение получило экологическое движение. В области работали школьные лесничества «Зеленые патрули», проводились городские, районные, областные слеты юных геологов, туристов, инспекторов дорожного движения и многое, многое другое. К сожалению, уже в начале 90-х годов, отказавшись от пионерской и комсомольской организаций, мы отказались и от этого, затеяв дискуссию о ненадобности воспитательной работы в школе.

Затем была предпринята попытка заполнения вакуума и опасного крена криминализации молодежи и детства путем переноса в российское образование зарубежных моделей: школа Марии Монтессори, Овида Декроли, Александра Нейла и других. Этот опыт не удался, прежде всего, по причине своеобразия и специфичности российского пути развития. В свое время К.Д. Ушинский замечательно сказал, что «… нельзя чужим ключом открыть собственную дверь».

Для русского человека присущи соборность, общность, единство, сплоченность, коллективизм, что никак не свойственно западноевропейцу с его личными правами и свободами. Вспомним, хотя бы загородные пионерские лагеря, где каждый день наполнен общими делами, с пионерскими кострами, большими походами, объединяющими ребят, а в конце смены – слезы при расставании и дружба, объединившая многих на долгие годы. Хочется, чтобы предыдущий опыт работы с детьми не перечеркивался. Его положительные моменты, которых весьма немало, надо использовать в современной педагогической практике.

Н.А. ЧАПОРГИНА

секретарь Иркутского обкома комсомола, председатель Областной пионерской организации (1979–1983 годы), доктор педагогических наук