24.04.2015 07:15
Рубрики
Общество
Теги
24.04.2015 07:15

Везде он гость желанный

Звание Героя Социалистического Труда Иван Алексеевич Панчуков получил, как гласил указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года, «за выдающиеся производственные успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути на всем ее протяжении, проявленный трудовой героизм». Он – кавалер орденов Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов, Трудового Красного Знамени. Почетный гражданин города Усть-Кута.

Ему уже далеко за восемьдесят. Сейчас Иван Алексеевич живет в Иркутске в микрорайоне Университетский. В его солнечной квартире возле стены стоит велотренажер, на котором хозяин разминает, как он говорит, суставы ног, ставшие побаливать в последние годы. Поблизости лежит пара гантелей. А возле окна – небольшой рабочий стол, за которым он и читает, и письма друзьям-товарищам пишет, и готовит тезисы своих выступлений перед молодежью. Здесь же висят на стене фотографии членов семьи. Его часто приглашают в Усть-Кут и в другие города и поселки Байкало-Амурской магистрали. Везде он желанный гость. 

На днях получил приглашение в Новонукутск на празднование юбилея Победы. Оно бы и хотелось побывать в родных краях, где прошла большая часть детства и юности, где вступил в комсомол, да, наверное, не получится. Ведь ему надо быть на параде в Иркутске. В любое другое время он не прочь навестить Нукутский район, откуда шагнул в большую жизнь после окончания десятилетки, поступив в Иркутский педагогический институт.

Вообще жизнь его не баловала. Рано лишился отца. Тяготы по воспитанию детей – сына Алексея и дочери Евгении, легли на плечи матери Ольги Иннокентьевны. Она была очень деятельным человеком. В годы Великой Отечественной войны работала и председателем колхоза, и председателем сельского совета, и секретарем парткома. Не чуралась и черновой работы. Но и о детях не забывала. Не случайно оба выросли заботливыми, работящими. Дочь выучилась на бухгалтера. Сейчас уже давно на пенсии, живет в Улан-Удэ.

Алексей, как мог, старался облегчить ношу матери. Еще на первом курсе устроился лаборантом на факультет физкультуры – у него уже был первый разряд по лыжам, а со второго курса после занятий пошел в школу рабочей молодежи преподавать физику. Хватало у него сил и на комсомольскую работу. Не за просто так именно его избрали заместителем секретаря комсомольской организации института. Как он рассказывает, студенческая жизнь запомнилась походами вокруг Байкала, в Саяны. Поездками на лыжные соревнования в Свердловск, Улан-Удэ. Летом увлекался волейболом и баскетболом.

В Усть-Кут, можно считать, с женой попали случайно. После окончания института они выбирали «точки», где в школу требовались сразу физик и математик – Вера Ефимовна окончила институт с дипломом преподавателя математики. Такая школа нашлась в Усть-Куте.

– Что из себя представлял в то время, в середине пятидесятых, этот северный райцентр? – рассказывает он. – Вытянувшийся вдоль Лены на три десятка километров, он состоял из поселков, а точнее, если уж честно, обыкновенных деревень. Все это объединили под единым административным началом и нарекли городом. На 15 тыс. гражданских жителей было 16 исправительно-трудовых лагерей различных режимов. Словом, куда ни глянь, солдатские казармы и высоченные заборы, увитые колючей проволокой. На улицах после дождей грязь непролазная. И ни одного автобуса. Добирались либо на попутках, либо, что гораздо чаще, «пехом».

Но супруги Панчуковы не пали духом. Оба с головой ушли в работу. Глава семьи работал в три смены: две в обычной школе и вечером, как и в Иркутске, в школе рабочей молодежи. Вставал в пять часов утра, домой после занятий «в вечерке» возвращался в 11 вечера. Старательного педагога заметили. Через полгода он стал завучем. Позднее вехами в биографии будущего Героя стали директорство в сельской школе, заведывание гороно, работа в горкоме партии. Начинал третьим секретарем по идеологии, а закончил первым – главой партийной организации города. 22 года бессменно руководил он городской парторганизацией. Первое время главной точкой приложения сил был Осетровский речной порт, его дальнейшее развитие, чтобы обеспечить безостановочный грузопоток на Север, потом, после открытия марковского месторождения нефти, – геология, разведка полезных ископаемых, ну и основное дело всей жизни, ее венец – строительство БАМа.

Об этой грандиозной стройке много написано книг и снято фильмов. Нет нужды повторяться. Скажу одно: Панчуков как начальник областного штаба по строительству западного участка БАМа вместе со своими соратниками – руководителями бамовских коллективов, которые в последствие стали Героями Социалистического Труда, лично многое сделал для сокращения строительства главных объектов, в том числе мостов через Лену и Таюру. Весом его вклад и в то, что на территории Иркутской области БАМ был проложен на год раньше намеченного срока.

Конечно, львиную долю его времени занимали оперативные планерки, совещания, пленумы, встречи с руководителями разных рангов, но он считал полезным для себя приглядываться к обыденной стороне жизни строителей.

– Вот еду однажды с управляющим трестом Запстроймеханизация Василием Евтушенко. Смотрим, стоит возле трассы зимовье, дымок вьется. Возле входа пять здоровенных лаек крутятся. Спрашиваем: «Хозяева дома?»

– Я пока одна за всех хозяев, – отвечает молоденькая девчушка, выходя на крыльцо.

– Ты кто? – Повариха я. Ребят обедом накормила, а теперь ужин готовлю.

– Не страшно тебе одной в такой глухомани?

– Кого боятся? Вон у меня какие сторожа, – кивает на лаек.

– А живешь ты где?

– Здесь же, в зимовейке, ребята одеялом уголок отгородили, там и сплю.

– Не обижают?

– Нет, мои парни меня в обиду никому не дадут.

А сколько потом было свадеб среди строителей магистрали… В Усть-Кутский ЗАГС жениха с невестой и свитой свидетелей доставляли порой на вертолете.

А вот еще одна история, трагическая. Бригаде строителей надо было срочно попасть в поселок Звездный, а вахтовка должна прийти только на следующий день. Дожидаться не стали. Остановили попутную машину, груженную кирпичами. Кто же мог предположить, что тот грузовик перевернется. Пострадало несколько человек, но сильнее всего досталось Зине, любимице всего отряда имени XVII съезда комсомола. Чувствовалось, не выживет.

– Ночью со Звездного ее доставили по воздуху в Усть-Кут, где я встречал этот борт, – вспоминает Панчуков. – Я видел, как бережно вынес из кабины Зину здоровый парень, украинец по имени Сережа. Он плакал прямо навзрыд, не мог смириться с потерей любимого человека. Слезы в тот момент катились не только у него.

Позже мне рассказали, что Сережа нес девушку на руках из тайги до Звездного, никому не доверил в вертолете. После я спросил о Зине у командира отряда XVII съезда комсомола Виктора Лакомова, к тому времени уже Героя Социалистического Труда за строительство трассы Тайшет – Абакан.

– Она была человек! – сказал он, эмоционально выделяя последнее слово. – К примеру, видит, у парня рубаха от пота заскорузла, скажет: «Сними-ка, я по-быстрому постираю». Или чинить робы примется, оторвавшиеся пуговицы пришьет, когда свободное время выдастся. Все ее ценили и уважали.

Лучших из лучших послал сюда комсомол. И они оправдали его доверие. Считаю, мне повезло вместе с ними жить и работать. Жаль, уходит то поколение бескорыстных и чистых помыслами людей. Я их никогда не забуду.