Памятник луже

Жители деревни Тунгуй много лет страдают от бездорожья

Жители улицы Лесной в деревне Тунгуй Заларинского района не радуются стремительно наступающей весне. Практически круглый год, за исключением зимы, они живут в условиях бездорожья. Усилия местных властей по наведению на улице порядка люди считают явно недостаточными.

В тренде – сапоги и калоши

Эта «дорожная» история началась с письма в газету: «Обращаются к вам жители деревни Тунгуй Заларинского района. Каждый год весной и после дождя мы отрезаны от нормальной человеческой жизни. У нас в деревне нет ни магазина, ни фельдшерского пункта, ни школы. Как ребенку ходить на школьный автобус, как дойти до водокачки, как ездить на работу, как купить продукты в соседнем селе? С 2012 года просим у сельсовета и районной администрации исправить ситуацию, но до сих пор проблема не решена. К кому обратиться еще? У кого искать помощи?..» 

Деревня от райцентра находится в шести километрах. В справке Бажирской поселковой администрации значится, что в Тунгуе живет 166 человек, из них 94 – дети местного социально-реабилитационного центра (СРЦ). В деревне насчитывается несколько семей, часть жителей в поисках лучшей доли разъехалась кто куда. Кто-то из местных работает в СРЦ, кто-то живет в Заларях, однако держит на тунгуйских подворьях скот. Конкретно на улице Лесной в четырех дворах обитают 10 человек. Это те, кто уже вряд ли поменяют место жительства.

Дорога от райцентра в Тунгуй много времени не занимает. Контрасты начинаются уже за околицей, где живописный сосновый бор соседствует со свалкой. Однако брошенной деревня отнюдь не кажется. Она встречает приезжих новой водонапорной башней и алыми парусами – символикой СРЦ. На автобусной остановке неприкаянно бродит белая лошадка. Деревенскую идиллию портит дорога. На улице Лесной дороги и вовсе нет. Жирная грязь, здоровенные лужи и обширная колея растянулись по всей длине, что называется, от ворот до ворот. И даже дети – большие любители пускать по весенним лужам кораблики – обходят нерукотворные «озера» стороной. Такая картина повторяется из года в год. 

Для жителей Лесной всегда в тренде резиновые сапоги и калоши, одной пары, говорят, на сезон не хватает. Самое плохое, что сюда не доезжает скорая помощь, жалуются местные обитатели.

– Я в прошлом году упала, голову разбила. Скорую даже вызывать не стала, – машет рукой местная жительница Жанна Кондратьева.

В одной из уличных луж Жанна пробила топливный бак своей японской иномарки. ЧП у автомобилистов на улице Лесной случаются каждый год. Кто подвеску разобьет, кто сцепление из строя выведет.

– Моя машина в прошлом году и вовсе загорелась, – буднично рассказывает Николай Тихомиров. – Буксовал я тут прилично, нагрелся автомобиль и полыхнул. Грязью пришлось закидывать, чтоб затушить.

От того, что местные автомобилисты дорожный налог добросовестно платят, им вдвойне обидно за такую жизнь.

Дорога на Лесной связывает немногочисленных обитателей со всем остальным поселком. По этой трассе возят воду с водокачки, дети ходят на школьный автобус. И кому-то непросто преодолевать обширные рытвины и ухабы. Инвалид второй группы Геннадий Макаров живет на Лесной с 1969 года. Беда с дорогой началась лет 13 назад, когда выше улицы рядом с РСЦ положили асфальт, рассказывает пенсионер. Весной, когда сходит снег, вода, для которой асфальт стал своего рода преградой, устремляется на Лесную, где долго отстаивается в лужах. И даже просто пешком такую дорогу преодолеет не каждый.

– Раньше, когда был здоров, камни возил, подсыпал дорожное полотно, – рассказывает Геннадий Макаров. – Сейчас я инвалид. Какие ремонты я могу проводить?

Ремонты и документы

Ремонта дороги жители добиваются который год подряд.

– В 2013 году обращались письменно в районную администрацию, изложили ситуацию по всей форме. Нам пообещали, что в 2014 году дорогу отремонтируют, – рассказывают жители.

В документе из Заларинской администрации с исходящим номером 1329 от 25.07.2013 – черным по белому написано: «Ваше обращение рассмотрено. В 2014 году за счет средств Дорожного фонда будет произведен ремонт данного участка автомобильной дороги».

– В прошлом году ремонта не было. В 2013 году приехали несколько машин, груженных кусками старого асфальта. В нескольких местах свалили этот асфальт и уехали, – комментирует Жанна Кондратьева.

– Восстановительные работы сейчас просто нерентабельно производить, пока полотно не высохнет, – говорит глава Бажирского муниципального образования Татьяна Бондарь. – Час работы грейдера обходится муниципалитету недешево. Если сейчас мы засыплем дорогу, камни в грязь осядут, никакого эффекта не будет, а только потеря средств и времени. Поэтому наша просьба, чтобы жители чуть-чуть потерпели, и как погода улучшится, будут проведены ремонтные работы.

Местные мужики рассуждают, что по-хорошему тут надо нарезать канаву, навозить крупных камней, чтобы поднять дорогу, а в идеале трубу водоотведения уложить. Но поскольку на Лесной живет не так много народу, шансы, что им капитально отремонтируют улицу, кажется, невелики.

Раньше выручал местный фермер, выравнивал дорогу грейдером. А теперь нет ни фермера в Тунгуе, ни грейдера. Руководитель опытно-экспериментального участка Сибирского института физиологии и биохимии растений, расположенного в Тунгуе, Алексей Чемезов помогает жителям справляться с дорожными проблемами, но его возможности ограничены.

Мэр Заларинского района Владимир Самойлович тунгуйскую проблему знает. Он рассказывает, что в прошлом году за счет «Народных инициатив» администрация Бажирского МО стала дорогу ремонтировать, но средств не хватило. В этом году опять-таки по «Народным инициативам» на ремонт планируют выделить часть средств. Благодаря созданию в Заларинском районе дорожного фонда, проблемы с дорогами стали понемногу решаться, хотя финансов все равно недостаточно, отмечает глава территории. В прошлом году на ремонт дорог в поселениях было освоено 10 млн рублей, проведены ямочный ремонт и отсыпка. Порядка 60 млн рублей было потрачено на ремонт дорог в поселке Залари.

Серьезно размывает трассы в период распутицы в самых отдаленных таежных селах, таких как Хор-Бутырино, где живет три семьи.

– Проблем с доставкой лекарств, продуктов или пенсий там никогда не возникало, дорожники следят за этим направлением. Непроезжих дорог в районе нет, движение везде бесперебойное, – подчеркнул Владимир Самойлович.

В последнее время главы муниципалитетов более активно оформляют проектно-сметную документацию на дороги, чтобы иметь законное право расходовать средства по назначению – на ремонты. В Бажирском МО дороги, кстати, также оформлены.

Нельзя сказать, что жители Тунгуя отрезаны от внешнего мира. До села Бажир, в котором есть школа, детский сад и магазины, – 3 км. В 6 км от деревни находится центральная районная больница.

Но проблема с дорогой в деревне все же остается. Хочется надеяться, что местные власти ее решат, чтобы улица Лесная окончательно не превратилась в своеобразный памятник луже.