02.03.2015 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
02.03.2015 07:15

Человеческий фактор

В чрезвычайных ситуациях, связанных с маловодьем, виновна не только погода

Обмеление Байкала и Ангары, распространение водоросли спирогиры и многочисленные торфяные пожары под Иркутском. Эти неприятные явления возникли в первую очередь из-за засушливого сезона. Однако в ситуации сыграла свою роль не только погода, но и пресловутый человеческий фактор. Подробнее об этом корреспонденту «Областной» рассказал Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин.

– Алексей Михайлович, как прокуратура отслеживает ситуацию с маловодьем на Байкале и увеличением сбросов воды на ГЭС?

– Для начала напомню – в 2001 году было принято постановление правительства РФ, обозначившее гидроэнергетикам нормативы уровня воды в Байкале, согласно которым его нельзя опускать ниже отметки в 456 метров над уровнем моря.

Мы выявили, что впервые за время действия данного документа, в январе-мае 2014 года, сбросы воды на Иркутской гидроэлектростанции осуществлялись с превышением этих средних показателей. Когда же появился прогноз о том, что при таком же дальнейшем темпе сбросов энергетики не смогут удержать уровень Байкала, не нарушая правительственное постановление, сбросы существенно сократились. Ситуацию могли «выручить» осадки, но год выдался маловодным.

Под угрозой осушения оказались водозаборные сооружения в нижнем бьефе Ангары, включая водозабор Ангарского электролизно-химического комбината. Да и в целом тепло-, водо- и электроснабжение города Ангарска встало под вопрос. В итоге в правительственное постановление, определяющее минимальный уровень Байкала, были внесены изменения.

Но ведь нельзя забывать о рисках для экологии озера. Как известно, государство возложило на ФГУ «Байкалрыбвод» задачу проводить мониторинг состояния Байкала. Согласно расчетам, сделанным этим учреждением, в случае снижения уровня воды от его минимальной отметки на 20 см ущерб превысит один миллиард рублей. В первую очередь могут пострадать популяции рыб, ведь их нагульные и нерестовые площади уменьшатся, и в соответствии с законодательством их нужно обязательно восстановить.

Прокуратуре предстоит разобраться в ситуации с точки зрения того, каким образом межведомственная рабочая группа, созданная Федеральным агентством водных ресурсов по вопросу регулирования уровня воды в Байкале, дала гидроэнергетикам рекомендации на беспрецедентные по объему сбросы, и имелся ли на тот момент реальный прогноз погодных условий.

Никто не спорит, что бывают засушливые годы, и вопрос мониторинга окружающей среды больше научный. Мы же также дадим оценку того, какие меры должны были принять власти и хозяйствующие учреждения, чтобы в случае ЧС не возникали сбои в работе водозаборов и прочих инфраструктурных объектов.

– Говоря о теме маловодья, нельзя не вспомнить о нашествии на Байкал крайне неприятной водоросли спирогиры. Звучали мнения, что и здесь не обошлось без антропогенного фактора.

– Действительно, ученые делали выводы о том, что многочисленные скопления водорослей, относящихся к роду спирогиры, зафиксированные в летний период на озере Байкал, связаны, в числе прочих факторов, и с ненадлежащей работой очистных сооружений (ОС). На все ОС были организованы выезды с привлечением сотрудников прокуратуры, министерства природных ресурсов области, Росприроднадзора, Роспотребнадзора. Мы побывали в Байкальске, Слюдянке, Ангасолке, Култуке, Листвянке.

В итоге установлено, что очистных сооружений, которые бы работали без нарушений, нет. Практически все они сбрасывали в озеро стоки с превышением установленных для Байкала нормативов. Зафиксировано значительное превышение ПДК аммония, фосфатов, нитратов и нитритов. Например, на одном из инженерных сооружений сбросы по нитритам были превышены в 13 раз.

Обнаружено превышение в три-пять раз предельно допустимых значений биологического потребления кислорода (БПК), которое является одним из важнейших критериев уровня загрязнения водоема органическими веществами и определяет количество легкоокисляющихся органических загрязняющих веществ в воде.

На объектах выявлены протечки, недостаточное обеззараживание стоков и другие серьезные недоработки. Часть их существовала еще в момент введения ОС в эксплуатацию, а акты приемки работ, тем не менее, были подписаны.

Мы добиваемся от организаций, эксплуатирующих эти очистные сооружения, установить причины превышения норм сбросов и принять меры, направленные либо на модернизацию оборудования, либо на устранение недоделок. Меры реагирования прокуратура принимает разные – от внесения представлений и предостережений до направлений исковых заявлений в суд.

– Еще одна серьезная проблема, связанная с засушливым периодом, касается многочисленных торфяных пожаров в Иркутском районе. Часть из них не потушена до сих пор! Кто может нести ответственность и за эту ситуацию?

– Ситуация с торфяными пожарами, которые фиксировались в районе населенных пунктов Бурдаковка, Пивовариха, Дзержинск, была сложной. За весь период только на телефон 112 от граждан поступило более 50 обращений с жалобами на задымление. Дым застилал не только эти поселки, но и Иркутск, который и так традиционно страдает от таких факторов негативного воздействия на атмосферу, как выбросы автотранспорта, работа котельных и переносы воздушных масс с Иркутского алюминиевого завода.

Мы провели проверку в Иркутском районе и установили, что практически 99% всех торфяных возгораний зафиксировано на землях, находящихся в федеральной собственности, их пользователем выступает Иркутский НИИ сельского хозяйства.

На этих полях, используемых для сенокошения, находятся различные мелиоративные сооружения, предназначенные для осушения почв на месте бывших заболоченных местностей. Выяснилось, что сооружения, по сути, оказались никому не нужными. Самим НИИ СХ они не обслуживаются, уровень грунтовых вод не контролируется, хотя для того, чтобы не возникало самовозгорание торфа, там предусмотрена регулировка водотоков. Фактически отсутствие контроля над этим вопросом привело к тому, что торф попросту пересох. Между тем в штате учреждения даже не числилось ни одного сотрудника, отвечающего за эту работу.

Это связано с недостатком финансирования, но вопрос стоит о том, что его нужно было запрашивать надлежащим образом. И виновен в этой ситуации в первую очередь, конечно, землепользователь. По земельному законодательству он несет ответственность за участок, который ему вверен. Научный институт сельского хозяйства должен привести сооружения в работоспособное состояние, контролировать и поддерживать нужный уровень грунтовых вод.

Также у нас есть и государственные организации, которые уполномочены обслуживать данные сооружения, и их следовало включить в соответствующий реестр обслуживания этими организациями. В связи с этим Западно-Байкальская прокуратура обратилась в Иркутский районный суд с требованием к НИИ СХ обеспечить такое использование данных земельных участков, которое бы не приводило к ненадлежащей работе мелиоративных сооружений.

Более того, в ходе проверки нами установлено, что только на одной территории возле поселка Пивовариха во время торфяных пожаров огнем уничтожено несколько гектаров плодородных слоев почвы. Ущерб составил более 30 млн рублей. В вышеуказанном иске прокуратура требует, чтобы землепользователь восстановил нарушенное плодородие почвы путем рекультивации.

Что касается ответственности должностных лиц, то установлены нарушения, допущенные со стороны администрации Ушаковского муниципального образования. На тушение возникших пожаров УМО в 2014 году было использовано финансовых средств в размере 200% резервного фонда. При этом администрация своевременно не запросила необходимую сумму на ликвидацию ЧС у субъекта Федерации. Если бы имелся такой запрос, то область была бы обязана направить необходимые средства.

Сейчас мы требуем от администрации Ушаковского МО, чтобы впредь она не бездействовала, а своевременно направляла запросы о выделении надлежащего финансирования на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, носящих межмуниципальный характер.

Да и к региональному управлению МЧС есть вопросы, сам факт того, что некоторые очаги торфяных пожаров действуют и по сей день, говорит о недостаточности мер, принимаемых к их тушению.

– Есть информация, что в Московской области, где была похожая ситуация с горящими торфяниками, эти бесхозные по факту земли стали передавать для строительства дачных поселков, вроде как и людям есть где сады разводить, и порядка больше на месте бывших болот становится.

– Из проверки стало ясно, что земельные участки на месте торфяников надлежащим образом не используются, почва приходит в негодность. Между тем под слоем торфа, который составляет не более полуметра, находится жесткая подложка из гравия, и вести строительство на ней можно. Мы подготовим предложения землепользователю, чтобы он поставил перед собственником в лице государства вопрос о возможной передачи этих земель органам местного самоуправления и предоставлении их людям, которые действительно нуждаются в улучшении жилищных условий. Но важно, чтобы были переданы все площади торфяных залеганий. По моему мнению, в таком случае сохранность этих участков будет обеспечена наиболее эффективно.