23.01.2015 07:30
Рубрики
Мнение
Теги
23.01.2015 07:30

Семья или общество?

Кто займется половым воспитанием подростков?

20 января в редакции газеты «Областная» прошел круглый стол, посвященный проблемам и перспективам сексуального воспитания подростков.

В обсуждении участвовали главный врач областного кожно-венерологического диспансера Нина Долженицина, начальник отдела дополнительного образования регионального министерства образования Инна Торунова, руководитель миссионерского отдела Иркутской епархии, протоиерей Вячеслав Пушкарев, педагог, психолог Илья Генкин, психотерапевт Иркутского областного психоневрологического диспансера Александр Вельш, психолог Марина Бочило, руководитель портала 38 mama.ru Мария Цибина, гинеколог клиники, дружественной к молодежи, «Линия жизни» Юлия Кудыркайте и медицинский психолог клиники, дружественной к молодежи, «Линия жизни» Светлана Каргапольцева.

Подготовка к семейной жизни или удовольствие?

ОГ: – Что такое сексуальное воспитание? Каковы его главные функции?

Александр Вельш: – С точки зрения сексологии секс в жизни человека имеет две основные функции – прокреативную и рекреативную. Прокреативная заключается в продолжении рода. А рекреативная – в получении удовольствия, наслаждения, релаксации. С точки зрения сексологии целью сексуального воспитания человека является формирование золотой середины. Как известно, в СССР доминировало представление о том, что секс нужен для продолжения рода. Потом маятник качнулся в другую сторону, и нас захлестнула волна информации о рекреативной функции секса. И на мой взгляд, она была несколько переоценена. Человек, вступающий в половую жизнь, должен воспринимать обе функции секса.

Юлия Кудыркайте: – Нужно четко разделять половое и сексуальное воспитание. Сексуальное воспитание связано с вопросами техники секса и доминирует на Западе. А у нас должно быть половое воспитание, которое прививает здоровые семейные традиции.

ОГ: – В советское время в школах преподавался предмет «Этика и психология семейной жизни». Насколько он был эффективным?

Инна Торунова: – Я пришла работать в школу учителем русского языка и литературы в 1989 году. «Этика и психология семейной жизни» была предметом по выбору. Мои первые выпускники с удовольствием ходили на эти уроки. Был специальный учебник с одноименным названием, правда, достаточно спорный и обтекаемый. Психологи в то время только появлялись, многие из них были не выпускниками вузов, а только прошли девятимесячные курсы. К 2003 году предмет уже преподавался не более чем в ста школах Иркутской области. Уроки вызывали недовольство со стороны некоторых родителей. Постепенно предмет перестал преподаваться.

ОГ: – Сейчас в школах существует подобный предмет?

Инна Торунова: – Сегодня нет государственного заказа на подобный предмет в сфере общего образования. Но нельзя говорить, что на тему сексуального воспитания наложено табу. Существует предмет «Анатомия и физиология человека», в рамках которого изучается репродуктивная система человека, вопросы сохранения здоровья. Но информация сжата в рамках программы. Освоение материала зависит от того, насколько умело учитель привлекает дополнительные внеурочные часы, приглашает врачей-профессионалов к разговору. Существует концепция духовно-нравственного воспитания в РФ, есть концепция семейной политики. Все эти документы ориентированы на воспитание и привитие ценностей – человек, семья, общество, знания, труд. В Иркутской области утверждена концепция воспитания детей. Семейные ценности прописаны как одни из приоритетных. Однако документ носит рекомендательный характер.

Неутешительные цифры

ОГ: – Существует ли сегодня в регионе проблема сексуального воспитания?

Марина Бочило: – Мы, работая в школе с подростками, проводим медицинское анкетирование по здоровому образу жизни. Один из вопросов: «Как вы считаете, с какого возраста можно начинать половую жизнь?» В 2012 году 6% детей ответили, что с 11 лет. В этом году так ответил лишь 1% учащихся.

Нина Долженицина: – У нас 15–17-летние детки сотнями регистрируются с венерическими заболеваниями. Венерические заболевания воспринимаются детьми как что-то само собой разумеющееся. В рамках программы предупреждения и распространения венерических заболеваний 2009–2010 годов проводилось социологическое исследование среди трех групп ребят: которые учатся, которые бросили учебу в школе, и те, которые работали на авиазаводе. Опросники для них составляли квалифицированные психологи и педагоги.

По вашим данным, 6% молодых людей считают, что сексуальный дебют может состояться в 11 лет, а по нашим, так считают 23%. Большинство подростков сегодня ориентированы на раннюю сексуальную жизнь. Согласно результатам опроса, 46% школьников мотивированы на добрачные связи. Девочки стыдятся своей невинности уже в 14 лет. Такое отношение присутствует в закрытом подростковом сообществе.

Юлия Кудыркайте: – Меня ваши цифры просто поразили. Я 20 лет работаю детским и подростковым гинекологом, мои пациенты – девочки до 18 лет. Мы приходим в школы, проводим диспансеризацию и медосмотры. Всех девочек я осматриваю и вижу четкую картину – девственница ученица или нет. У нас нет таких данных. Сексуальный дебют до 15 лет бывает у единиц. Сейчас молодежь больше ориентирована на учебу, карьеру, чтобы обеспечить будущее.

Нина Долженицина: – Однако мы сталкиваемся с другой реальностью. В 2014 году в Иркутске на 100 тыс. населения зарегистрировано около 600 случаев заболевания инфекциями, передающимися половым путем. Ежегодно в целом по области регистрируются 32–38 тыс. заболевших, в этой структуре присутствуют подростки. Возьмем Чунский, Заларинский районы – там регистрируется по 250 заболевших в возрасте 15–17 лет.

Инна Торунова: – А из каких семей эти подростки?

Нина Долженицина: – 20–30% – из социально неблагополучных семей. Остальные 80% – это дети из нормальных семей.

Светлана Каргапольцева: – Прослеживаются какие-то гендерные различия?

Нина Долженицина: – 70% заболевших подростков – девочки.

Мария Цибина: – В 1993 году я заканчивала школу, и в моей параллели было три беременных выпускницы.

Вячеслав Пушкарев: – В 80-х годах на моей памяти есть только один случай, когда девочка в 17 лет родила ребенка. Это было редкостью. Сейчас это почти норма.

Роль родителей

ОГ: – Как РПЦ относится к вопросу полового воспитания? Существуют ли какие-то традиции на этот счет?

Вячеслав Пушкарев: – Не только православная церковь, но и мусульманская умма, иудейская синагога абсолютно одинаково смотрят на этот вопрос. Тема сексуального просвещения никогда не выносится на общественное рассмотрение. Всякий вопрос, связанный с сексуальной жизнью, является частью семейного воспитания. И ответственность за это остается на матери и отце, дедушках, бабушках.

ОГ: – Родители сегодня действительно занимаются половым воспитанием подростков? Или по факту взрослые придерживаются позиции «вырастешь – сам узнаешь»?

Мария Цибина: – Я считаю, что все причины негативной картины кроются в семье. Есть родители, которые ведут себя как дети – вместе с подростками ходят на дискотеки, вместе пьют, с мужчинами знакомятся. Как бы то ни было, дети берут пример с родителей. И тут две крайности: попустительское, излишне либеральное отношение к вопросам полового воспитания, или же консервативное, когда информация утаивается, умалчивается и запрещается. А запретный плод сладок, он манит и получает душевный отклик.

ОГ: – Способны ли взрослые сами корректно реализовать сексуальное воспитание ребенка?

Александр Вельш: – Механизм улучшения ситуации находится, по моему мнению, в семье. И чем более образованные и понимающие родители, тем меньше проблем у детей.

Кто возьмет на себя ответственность?

ОГ: – Кто же все-таки должен заниматься сексуальным воспитанием детей и подростков?

Нина Долженицина: – Я твердо уверена, что этим должны заниматься государство и общество.

Светлана Каргапольцева: – Главная роль в этом вопросе у семьи. А мы должны помогать родителям. У нас проводится очень много семейных консультаций. Родители спрашивают, как правильно рассказать ребенку о первых тайнах полового развития и вообще узнать, готов ли он к такому разговору. Мы также стараемся помочь во время родительских лекториев. В более широком смысле можно, начиная с 10 класса, приходить в наши клиники и более открыто говорить на эту тему. И распространять хорошую качественную литературу по данной теме.

Инна Торунова: – Родители должны быть готовы к непростому разговору. Мы знаем, что придет время, и будут колики у ребенка, потом зубы полезут. И точно также мы должны быть готовы, что придет время, и ребенок задаст вопрос по поводу интимных отношений. И это не должно застать врасплох.

Юлия Кудыркайте: – Я считаю, что самое главное – это среда, в которой находится ребенок. Бывает, что в семье все хорошо и благополучно, а проблемы все равно начинаются. Сейчас вся информация доступна. Когда я росла, в фильмах показывали платоническую любовь и красивые отношения. А что сейчас? Мамы жалуются: девочка уже в детском садике переживает о размере своей груди.

Инна Торунова: – На мой взгляд, хорошая семья формирует и среду для ребенка. Когда говорят семья хорошая, но среда подкачала – значит, что-то в семье не так, где-то родители не досмотрели.

Мария Цибина: – Проблема должна решаться с разных сторон. На государственном уровне нужны программы по созданию литературы, научно-популярных фильмов. И самое главное – необходимо обеспечивать занятость детей. Какие дети подвержены проблемам? Те, которые ничем не заняты и не имеют никаких интересов.

Илья Генкин: – Я убежден, что нужно предмет «сексология» обязательно вводить в педагогических и медицинских вузах, потому что врачи и учителя в первую очередь занимаются просвещением детей. А что касается семьи, то часто родители сами в вопросах сексуального воспитания некомпетентны. Поэтому они уходят от разговоров на запретные темы и говорят: вырастешь – сам узнаешь.

Марина Бочило: – В школу должны приходить компетентные медики и проводить дополнительные занятия по половому воспитанию. Они могут быть по выбору – кто захотел, тот пришел. А если это интересно преподается, то дети придут. Подросток, как ни крути, не будет обсуждать с родителями эту тему. Какой бы ни была семья. По статистике, 98% разводов происходит из-за того, что есть проблемы в сексуальной жизни.

Вячеслав Пушкарев: – Важно прививать детям религиозные ценности. Это верное средство, которое удерживает человека от падения.

Александр Вельш: – Только в семье можно реализовать принцип индивидуального подхода. Какие бы ни были лекции, они никогда не учтут того, что происходит с конкретным ребенком. И принцип сексуального воспитания в семье должен основываться на том, что родители реагируют на запрос ребенка. Внимательный родитель видит, что происходит с ребенком, и всегда найдет адекватное решение.