21.11.2014 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
21.11.2014 07:15

Правдивый портрет и лирический пейзаж Виктора Мироненко

Иркутский художник Виктор Мироненко – заметная фигура в художественной среде не только области, но и страны. Несмотря на солидный возраст, – в этом году мастеру исполнилось 73 года – он продолжает плодотворно работать и активно участвовать в творческой жизни Иркутска.

Например, весной в Гуманитарном центре – библиотеке имени семьи Полевых – он представил 100 живописных миниатюр в честь 80-летия со дня рождения первого губернатора Иркутской области Юрия Ножикова. В экспозиции можно было увидеть и портрет государственного деятеля кисти Виктора Мироненко, который хранится в библиотеке.

Сейчас Виктор Мироненко вновь готовится к выставке, которая пройдет в Санкт-Петербурге в Государственном мемориальном музее им. А.В. Суворова. В собрании этого музея уже есть его натюрморт «Из искры возгорится пламя», который был приобретен в 1976 году на выставке сибирских художников. О своих творческих планах и жизни в искусстве Виктор Мироненко рассказал газете «Областная».

– Виктор Михайлович, юбилей Юрия Ножикова праздновали достаточно широко в Иркутске, но вы – единственный художник, который посвятил ему выставку.

– Я не мог пройти мимо юбилея видного государственного деятеля, который при этом обладал уникальными человеческими качествами, о которых я знаю не понаслышке, ведь я дружил с ним много лет. Помню, нужно было срочно решить какой-то вопрос, но время было позднее, и я постеснялся звонить Юрию Абрамовичу. Когда сказал ему об этом на следующий день, он мне ответил: «Запомни, Виктор, дружба – понятие круглосуточное». И в этом он был весь. Мы познакомились, когда я работал директором художественного фонда Иркутской области. Юрий Абрамович всегда старался помогать творческим людям, несмотря на то, что денег тогда не хватало даже на социальные нужды, не только на культуру. Но он ценил труд художников и любил их творчество. Поэтому мы с сыном Владимиром, который продолжает нашу творческую династию, решили показать на этой выставке пейзажи Байкала и Иркутска не только потому, что Юрий Ножиков искренне любил эту природу, но и потому что он был человеком кристально чистой души.

– Скажите, а как вы, творческий человек, попали на административную работу?

– Как говорится, инициатива наказуема, а я всегда был энергичным человеком, постоянно высовывался, что-то хотел изменить к лучшему. Сначала стал секретарем комсомольской организации, потом меня пригласили в горком, хотя я не был коммунистом, приняли в партию, и начался рост по административной линии. Высшее образование получил на историческом факультете Иркутского педагогического института и стал самым молодым директором художественного фонда в стране. При этом еще не был членом Союза художников и вступил в него только через три года, в 1973 году. Хотя на самом деле мне хотелось ездить на БАМ, писать с натуры, больше работать творчески, но я рос как директор, шел против течения, наживал себе недоброжелателей.

– Сейчас не жалеете, что так сложилась судьба?

– Нет, ведь как директору мне удалось много сделать для регионального Союза художников. Например, существенно укрепить его материально-техническую базу. Конечно, не хочется хвастаться, но открытие салона-магазина на улице Ленина, творческой дачи на Байкале и строительство дома с мастерскими по улице Энгельса состоялись в мою бытность директора художественного фонда. И мне не стыдно за эти годы. Однако все-таки художник во мне взял верх над администратором.

– Скажите, откуда корни вашего творчества? Почему вы решили стать художником, а не летчиком, например?

– Вообще-то сначала хотел стать хирургом, но потом понял, что у меня другое призвание. Наверное, взяла свое генетика. Мой папа постоянно рисовал для себя. Помню, он грунтовал простынь и копировал шедевры мировой живописи. Например, для кого-то из моих друзей написал «Аленушку» Васнецова. Но реализовать себя в этом не смог, жизнь была непростая, а потом началась война. А я осознал, что хочу стать художником очень поздно – в школе делал стенгазеты и только в десятом классе пошел в ИЗО-студию. Родился я на Дальнем Востоке в городе Свободный, где папа воевал с японцами. Когда война закончилась, мы уехали в Полтаву, отец завербовался на шахту Донбасса. Там наша семья осела и начала пополняться – у меня одна за другой родились четыре сестры. Потом родители снова уехали на Дальний Восток – в Амурскую область.

– Как же вы оказались в Иркутске?

– Решил поступать в Иркутское художественное училище, потому что в то время оно гремело на всю страну. В него тогда пришли новые кадры: Аркадий Вычугжанин, Анатолий Алексеев, Глеб Богданов. Но из-за отсутствия базовых знаний меня взяли на первый курс кандидатом. Переломным был третий год обучения, когда моим руководителем стал Владимир Тетенькин – это был прорыв в моем творческом становлении. Харизматичный, интеллигентный, всегда в белой рубашке, он умел заинтересовать студентов, направить их, при этом не ломая творческую индивидуальность. На четвертом курсе к нам пришел Глеб Богданов, и я стал учиться на пятерки. А на пятом меня к себе взял Аркадий Вычугжанин – наш иркутский Леонардо Да Винчи. В итоге за диплом получил пятерку, один из трех на курсе. Кстати, я первый в Иркутском художественном училище в качестве диплома писал портрет.

– Можно сказать, вошли в историю училища. Чей это был портрет?

– Старейшего педагога Иркутска – Александра Савиных. Мне посоветовал его писать мой любимый учитель Аркадий Вычугжанин – великий человек, который перевернул художественный мир Иркутска. Во многом именно ему мы обязаны тем, что иркутская школа поднялась на такую высоту, ведь он воспитал талантливых учеников: Галину Новикову, Александра Муравьева и многих других. Я сам трепетал перед ним, когда он заходил в мастерскую – бросал кисти и, затаив дыхание ждал, как он оценит мою работу. К сожалению, сейчас его имя не на слуху, иркутянам напоминает об этом великом живописце только табличка на доме по улице Энгельса, где он работал. Но уверен, что за тот вклад, который он внес в мир искусства области, он достоин как минимум памятника. 

– Своими главными учителями вы называете Тетенькина и Вычугжанина, пейзажиста и портретиста. А сами кем вы себя считаете?

– Художником. Эти жанры раскрывают разные грани творчества. Поэтому стараюсь одинаково быть честным в потрете – сложнейшем жанре изобразительного искусства – и в пейзаже, где можно позволить себе выразить свои чувства и эмоции во всей полноте.

– Какие работы вы представите на выставке в Санкт-Петербурге?

– Миниатюры о Байкале, написанные в последние годы. Их иркутяне уже видели на выставке, посвященной губернатору Юрию Ножикову. Прошлая экспозиция в Доме национальностей, организованная при поддержке Иркутского землячества «Ангара», где я также показывал пейзажи Байкала, вызвала большой отклик у петербуржцев.