08 октября 2014

Кинопоезд ВГИК-95 сделал остановку в Иркутске

Кинопоезд ВГИК-95, посвященный юбилею старейшей киношколы в мире – Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова – 5 октября прибыл в Иркутск. В течение двух дней профессора ВГИКа, режиссеры Вадим Абдрашитов и Владимир Фокин, писатель, кинодраматург Аркадий Инин, художник Алексей Штыхин, актриса Ольга Зайцева и студенты мастерской Александра Михайлова проводили в городе серию мастер-классов и творческих вечеров.

– Для нас этот поезд – праздник. Тяжелый, многодневный, многокилометровый, но все равно радостный, потому что он связан с 95-летием института, который мы все заканчивали, – отметил народный артист России Вадим Абдрашитов. – Обычно, куда бы мы не приезжали – в Европу, Америку, Китай, не говоря уже о городах России, – с нами обязательно выходят на контакт наши выпускники.

Иркутск стал десятым российским городом, где побывал кинопоезд. Он стартовал из Москвы 23 сентября, проехав Ярославль, Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и Красноярск. В составе поезда 60 человек, часть из них (в основном профессура) периодически меняется. Но есть и постоянные участники акции – три съемочные группы.

– Одна из них снимает новости в реальном времени, – рассказал Владимир Фокин. – Вторая группа в каждом городе общается с ветеранами Великой Отечественной войны, и месяца через два после возвращения мы представим публике фильм о них. Еще одна съемочная группа снимает кино о нашем поезде.

Пассажиры поезда провели мастер-классы, встретились с иркутскими выпускниками ВГИКа и молодыми кинематографистами, в том числе с теми, кто снимает игровое кино. Прошла также презентация филиала Молодежного центра Союза кинематографистов России в Иркутске. Кроме того, профессора пообщались со студентами иркутского филиала ВГИКа, который несколько лет назад был основан на базе кинотехникума.

– Современные студенты отличаются в первую очередь возрастом, – отметил Вадим Абдрашитов. – ВГИК катастрофически помолодел, ведь, по нынешнему законодательству, идеальный абитуриент – это вчерашний школьник. Но чтобы успешно учиться на двух факультетах – кинодраматургии и режиссуре – необходим жизненный опыт, хотя бы минимальный. Однако люди постарше, уже получившие высшее образование, ограничены в возможности учиться. Это имеет свои последствия – идет процесс инфантилизации, который мы видим на экранах ВГИКа, а потом в кино и на телевидении.

По его словам, мастера ВГИКа вместе с педагогами театральных вузов и консерваторий уже на протяжении 10 лет обращаются в правительство и к президенту России с просьбой сделать второе высшее образование для этих двух специальностей бесплатным. Кстати, проблема характерна не только для России, но и для всех постсоветских республик за исключением Белоруссии.

– Мы, например, поступали во ВГИК, имея за плечами высшее образование, – пояснил Вадим Абдрашитов. – Мне было 25 лет, по советскому закону, я три года отработал по полученной специальности и имел право снова поступать в вуз. На мой взгляд, это вопрос не образования, а понимания государством роли культуры и искусства в стране.

Второе отличие современных студентов старейшего киновуза – большое количество женщин.

– Если бы мне сказали, что у меня в мастерской будет две трети девиц, я бы не поверил, ведь когда-то в режиссерскую мастерскую брали две-три девочки, чтобы было кому играть женские роли в этюдах, учебных спектаклях и фильмах, – рассказал народный артист. – Сейчас из 20 студентов 15 девушек. Причина в том, что они толковее, сообразительнее и больше работают, а молодые люди сегодня – это такие «творцы», которые рассуждают об искусстве, творческой паузе и вдохновении.

Преподаватели ВГИКа отметили и низкий образовательный уровень современных студентов.

– У абитуриентов наблюдается катастрофическое падение образовательного и общекультурного уровня, – считает Владимир Фокин. – Поэтому ВГИК вынужден еще и заниматься восполнением лакун общего образования. Ведь очень сложно определить задатки режиссера, опасно как просмотреть талантливого студента, так и принять человека, который не сможет реализоваться в своей профессии. Однако интересных молодых режиссеров немало. Если ты набираешь в мастерскую 20 человек, и три из них становятся режиссерами на слуху – это нормально. Исключения бывают, но они редки. Остальных выпускников обычно поглощает телевидение.

После столицы Приангарья кинопоезд двинется в Улан-Удэ, Читу, Биробиджан, Хабаровск и завершит свою просветительскую миссию 17 октября во Владивостоке.

Другие материалы