24.09.2014 07:15
Рубрики
Мнение
Теги
24.09.2014 07:15

Для российского бизнеса двери в Китай открыты

С кратковременным визитом Иркутск посетила группа экспертов Китайской академии современных международных отношений во главе с профессором Фэн Юйцзюнем. В состав академии входит более десятка институтов, занимающихся изучением стран Европы, Америки, Африки и Азии и дающих свои рекомендации высшему эшелону власти КНР.

Предметом исследования института, возглавляемого профессором Фэн, является Россия.

– Мы поддерживаем тесные контакты как с российскими научно-исследовательскими институтами, так и с вузами, – рассказал господин Фэн. – У нас сложились давние партнерские отношения с Институтом Дальнего Востока РАН и Российским институтом стратегических исследований, который, собственно, и пригласил нас посетить Восточную Сибирь и Дальний Восток в рамках научного обмена. Кроме Иркутска мы планируем побывать в Чите, Хабаровске и Владивостоке.

– Какова цель вашей поездки?

– Мы намерены установить научные контакты и связи с местными научными организациями, чтобы получше изучить возможности экономического сотрудничества между нашими странами. Особенно между местными провинциями и областями Сибири и Дальнего Востока. Экономические санкции, которым подверглась Россия в связи с украинским кризисом, конечно, не лучшим образом скажутся на ее развитии. Мы готовы прийти на помощь. И уже приходим. Об этом явствует то обстоятельство, что президенты наших стран уже четыре раза встречались в течение года. И договорились об осуществлении очень больших проектов. Не только в энергетической области, но в сфере высоких технологий.  

– Как вы оцениваете возможности партнерства с Иркутской областью?

– Первое мое знакомство с Россией началось именно с Иркутска. Случилось это 20 лет назад, когда я еще учился в аспирантуре. С тех пор очень многое изменилось. Как я вижу, он получил очень большое развитие по сравнению с прошлым. И хотя Иркутск не самый близкий сосед Китая, экономические связи с нашей страной у него достаточно крепкие. Особенно в лесной промышленности и строительстве. И наши северо-восточные провинции проявляют значительный интерес к наращиванию этих связей.

– В каких областях, на ваш взгляд, можно было осуществить обоюдовыгодное сотрудничество?

– В энергетической сфере мы уже получили очень большой прогресс. Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» уже построен и имеет ответвление от Сковородино на китайский Дацин. Он начинается в вашем регионе и во многом загружается именно иркутской нефтью. С 1 сентября началась прокладка в Китай газопровода «Сила Сибири». И опять ваша область играет главную роль в этом мегапроекте. Сотрудничество может развиваться и в лесной промышленности. Важно не просто покупать лес и везти его за границу, как это происходит сейчас, а перерабатывать на месте. Наши предприниматели и банки готовы вкладывать деньги в совместные предприятия по деревообработке и производству целлюлозы.

– В России принята программа развития Дальнего Востока, в Китае – программа «Стратегия восстановления Северо-Востока Китая». Возможно сотрудничество в контексте этих двух программ?

– Президенты наших стран еще в 2009 году подписали в Нью-Йорке, будучи на сессии ООН, соглашение о взаимодействии российского Дальнего Востока и китайского Северо-Востока. В рамках этого соглашения намечено осуществить более 200 совместных проектов. Один из них – строительство железнодорожного моста через Амур в районе Благовещенска. Это важная инфраструктура для дальнейшего увеличения торгового оборота. Я особо хотел бы подчеркнуть тот момент, что в последнее время, особенно в прошлом году, китайские инвестиционные вклады в экономику России очень быстро возрастают. Китай занял четвертое место по объему иностранных инвестиций, особенно в Дальний Восток. И это, я думаю, не предел.

– У вас много соперников, желающих экономического сближения с Россией: Япония, Южная Корея. Вас не пугает наличие конкурентов?

– Бесспорно, чем больше партнеров, тем лучше для России. Особенно для развития Дальнего Востока. Но мы понимаем, что у Китая побольше возможностей и потенциала. Япония присоединилась к экономическим санкциям против России и тем самым как бы отрезала путь к активному сотрудничеству. Мешает и то, что в Японии сейчас складывается не очень благоприятная экономическая ситуация. Да, Южная Корея очень активно инвестирует в Дальний Восток. Но согласитесь, возможности Южной Кореи несопоставимы с потенциалом Китая. У нас большой рынок. А это немаловажный фактор экономического сотрудничества. Китай хочет импортировать из России не только энергоносители и лес, но и покупать российскую промышленную продукцию. В том числе и продукцию совместных предприятий.

– Созданных на территории России?

– Не только России, но и Китая. Для российских предпринимателей это может быть даже выгоднее. У нас ниже проценты банковских кредитов, которые они могут взять. Тем более что курс юаня очень стабильный. Это делает создание предприятий весьма привлекательным.

– Вы хотите сказать, что для российских предпринимателей двери в Китай открыты.

– Совершенно открыты. Собственно, вся наша поездка направлена на создание режима наибольшего благоприятствования как для российского, так и китайского бизнеса. Свое видение будущего сотрудничества мы представим правительству Китая.