18.07.2014 07:15
Рубрики
Общество
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
18.07.2014 07:15

Романтики ударной стройки

Первостроители БАМа километр за километром прокладывали не только путь на восток до Тихого океана, благодаря их трудовому подвигу посреди тайги выросли новые поселки и города, железнодорожные вокзалы, построены многоквартирные дома, многие объекты соцкультбыта. Вполне справедливо будет сказать, что вместе с бамовцами в северные территории Иркутской области пришла цивилизация.

Старожилы Усть – ­Кута говорят, что до строительства магистрали город производил унылое впечатление – в нем не было какой­либо сложившейся архитектуры, серый, зажатый меж горных хребтов. С наплывом бамовцев, техники и производственного оборудования он стал разрастаться на много километров, превращаться в многонациональный город. Про него даже начали говорить, что Усть­ – Кут уже не перевалочная база БАМа, а БАМ начинается в Усть­ – Куте.

Среди молодежи было много тех, кто приехал на строительство магистрали по комсомольской путевке. В числе таких смельчаков был и Николай Павлович Иванча.

– На БАМ я приехал из Киева, – говорит Николай Павлович. – Это было в октябре 1978 года. Наш десант комсомольцев высадили на станции Лена в Усть­ – Куте. Мы приехали из лета прямо в зиму: БАМ нас встретил первым снегом. До места назначения нам пришлось добираться прямо по болоту. Но меня это не испугало: я грезил мечтой принять участие в масштабной стройке, хотел стоять у истоков нового города, когда история начинается с таежной просеки.

На БАМ ехали добровольцы со всех республик и краев Советского Союза. В стране был бум. Попасть на стройку приравнивалось тогда к полету в космос. Различные строительные участки магистрали осваивались и доводились до ума выходцами из разных регионов СССР. Так, например, поселок Звездный обстраивался армянами, Ния – грузинами, Улькан – азербайджанцами, Уоян – литовцами, Куанда – узбеками, Северобайкальск – ленинградцами.

– Первые трудовые шаги на БАМе я сделал в качестве токаря­фрезеровщика на автобазе. Это подразделение треста «Мостострой – ­9» занималось ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, чья роль была очень велика в своевременной доставке конструкций и материалов на строящиеся объекты магистрали. Колонны автобазы стояли по трассе в поселках Улькан, Магистральный, Северобайкальск, Таксимо, Уоян, на Витиме, – поясняет Иванча.

Государство всячески стимулировало приток новых кадров на стройку века. Северные коэффициенты, стабильное снабжение продуктами и самое главное – возможность получить автомобиль за три года. Так называемые бамовские чеки позволили сотням строителей стать владельцами новеньких авто.

– К молодежи на БАМе относились с большим уважением: предоставляли подъемные, обеспечивали одеждой, продуктами. Такая помощь способствовала появлению семей, рождалось много ребятишек. И я не стал исключением: свою комсомольскую свадьбу я сыграл именно на БАМе, – делится воспоминаниями Николай Павлович.

Боевой настрой в первостроителях поддерживали популярные артисты, спортсмены, общественные деятели. Ежегодно летом проводился фестиваль «Огни магистрали», куда с концертами приезжали «Самоцветы», «Верасы», Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Владимир Высоцкий и многие другие звезды отечественной эстрады. Выступал американский певец и актер Дин Рид.

В структуре треста «Мостострой – ­9» было создано подразделение Мосто­отряд-­102, которое специализировалось на объектах жилья и соцкультбыта. В период создания, организации и становления мостоотрядов на местах дислокации собственными силами строились новые поселки с детскими садами, школами, спортивными сооружениями, клубами и магазинами.

Из автобазы Николай Иванча перешел во вновь созданный Мостоотряд-­102, где сумел освоить новую для себя профессию плотника­бетонщика. Позднее он стал бригадиром комсомольско­молодежной бригады, которой поручили строительство нового микрорайона в Усть­Куте. В дальнейшем Николай Павлович, заслужив доверие сослуживцев, был избран председателем профсоюзного комитета Мостоотряда­ – 102 треста «Мостострой – ­9» и депутатом Усть – ­Кутского Совета народных депутатов,  на его плечи легла ответственность за создание хороших условий работы и жизни мостовиков.

С Мостоотрядом-­102 тесно связана и большая часть трудовой биографии  Николая Александровича Колесникова. В этом подразделении он вырос до технического директора.

– Остаться работать на БАМе – это было исключительно мое решение. После окончания Новокузнецкого индустриального техникума меня распределили в Петров­Забайкальский. Но в то время моя мама работала заведующей детского сада в поселке Якурим. На лето я приехал к ней в гости, да так и остался, – вспоминает Николай Александрович. – Первая запись в моей трудовой книжке – «автослесарь третьего разряда», но фактически я выполнял обязанности мастера по строительству ремонтных боксов временной автобазы западного участка БАМа. А после армии я устроился в Мостоотряд­-102.

Силами подразделения Мосто­отряд-­102 была создана производственная база и освоена технология по выпуску крупных керамзитобетонных блоков и всех необходимых конструкций для строительства капитального жилья со сдачей его «под ключ». Труд строителей, которые дали людям возможность переселиться из временного бамовского жилья в прекрасные благоустроенные квартиры, оценен множественными государственными наградами.

За время существования мостоотряда им было построено многое: административное здание треста «Мостострой-­9», благоустроенное жилье в поселке Якурим, в Усть­ – Куте, Тайшете, Улан – ­Удэ и в местах дислокации других мостоотрядов. Благодаря созидательному труду строителей Мостоотряда­-102 открыты детские сады, школы, магазины, столовые и котельные, лагеря труда и отдыха в городе Усть­ – Куте, на берегу Лены. Строительство всех этих объектов всегда выполнялось и принималось Государственными комиссиями только с хорошим и отличным качеством.

Как рассказывают ветераны стройки века, БАМ притягивал к себе нестандартных людей, которые привыкли все делать своими руками, вести за собой и начатое доводить до конца. Если в строительном деле ты прошел школу БАМа, значит ты – хозяин и своему слову, и своему делу.