18.07.2014 07:15
Рубрики
Общество
Теги
18.07.2014 07:15

Марафон БАМа

В поселках на Байкало-Амурской магистрали отпраздновали 40-летие стройки века

Эстафетный поезд «Иркутск – Тында – Иркутск» провез ветеранов БАМа по историческим местам всесоюзной комсомольской стройки ХХ века в честь 40-летнего юбилея Байкало-Амурской магистрали. 8 июля он встретился в Тынде с другим спецсоставом, который следовал из Хабаровска. Ветеранов БАМа поздравил президент РЖД Владимир Якунин, замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов, а также главы восточных регионов, в том числе губернатор Приангарья Сергей Ерощенко.

Рано утром 3 июля эстафетный поезд отправился из Иркутска в дальний путь – до Тынды, столицы БАМа. Обычным образом туда можно добраться за 2,5 суток, однако этот состав – особенный. Его пассажирами были ветераны БАМа, делегации из Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края, а также артисты и журналисты. И остановки спецпоезда длились невероятно долго – почти на каждой станции, рожденной Байкало-Амурской магистралью, отмечался 40-летний юбилей строительства БАМа. Так что добирались мы до Тынды более пяти суток.

– Одно дело слышать, что БАМ – великая стройка, другое – проехать по нему и ощутить весь размах, – заметил на старте депутат Законодательного Собрания Иркутской области Николай Труфанов.

Тайшет – ворота БАМа

До Тайшета наш поезд долетел быстро, сделав всего две технические остановки. Зато на станции, которую называют воротами БАМа, поскольку отсюда начинается магистраль, мы стояли целых 11 часов. Почетные пассажиры поезда, несмотря на жару, вышли на перрон при параде – в пиджаках, с медалями. Некоторые решили быть в белом – надели подаренные футболки и бейсболки с эмблемой «40 лет БАМу». Прямо на привокзальной площади, которая сегодня представляет собой целый мемориальный комплекс (установлено шесть памятных знаков), первые лица Тайшетского района провели торжественный митинг.

– В 1938 году Тайшет получил статус города, и с этого времени начал строиться БАМ, – напомнил глава Тайшетского городского поселения Александр Заика. – Тогда появились первые 40 км. Потом была война, и только в 1958 году был сдан первый участок Тайшет – Лена. Но принято отсчет держать с 1974 года, когда началась всесоюзная ударная стройка. Мы рады встретить сегодня ветеранов БАМа и отпраздновать с ними юбилей.

В честь праздника под фейерверк из конфетти почетные гости открыли седьмой мемориал на станции Тайшет – памятный камень, который должен стать символом модернизации Байкало-Амурской магистрали, намеченной на ближайшие годы.

– Состояние железнодорожной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока сегодня не отвечает потребностям роста грузоперевозок. Поэтому на правительственном уровне было принято решение о модернизации БАМа, где довольно много однопутных перегонов и участков с тепловозной тягой. Реализация проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба) позволит почти вдвое увеличить пропускную способность, – пояснил заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Алексей Боровиков.

Информацию о новом развитии БАМа местные жители встретили бурными аплодисментами, ведь это занятость населения, обновление инфраструктуры. А ветераны БАМа между тем отправились смотреть город – многое в нем изменилось со времен стройки.

Трасса мужества

Через сутки эстафетный поезд сделал очередную долгую стоянку – на станции Лена (Усть-Кут). Сюда 40 лет назад стекались жители почти всех советских республик. Кто за романтикой, а кто и за «Жигулями», ведь за три года работы на БАМе спокойно можно было накопить на новенький автомобиль, а то и на жилье отложить.

– Усть-Кут для меня почти родной город – здесь начал работу мой отряд, – рассказывает ветеран БАМа, Герой Социалистического Труда Виктор Лакомов, чьим именем, кстати, назвали локомотив спецпоезда. – Мы были одни из первых, но далеко не первые. Хотя мне лестно, что все считают бригаду Лакомова первопроходцами. А может и не зря – из нашего отряда выросли пять Героев Социалистического Труда. Мне очень приятно, что БАМ, который мы действительно с любовью построили, нужен нашей России.

А начинала бригада Лакомова в те далекие 1970-е годы, пожалуй, как и все остальные отряды первопроходцев, с вырубки леса и подготовки основания под железнодорожное полотно. Только потом строители вели укладку главного пути БАМа. По словам Виктора Лакомова, его бригада построила порядка 300 км путей.

– Все проходил пешком. Каждый километр наизусть знаю, – улыбается герой комсомольской стройки. – Для меня это было, конечно, знаменательное событие, хотя БАМ не являлся чем-то уж исключительным. До этого я участвовал в строительстве дороги Тайшет – Абакан, Братского лесопромышленного комплекса. Я прошел только часть магистрали – в границах Иркутской области. Потом перешел на строительство вторых путей вокруг Братска. Могу с уверенностью сказать, что укладка главного пути БАМа не являлась большой трудностью, а вот вторые пути и реконструкция железной дороги – дело посложнее.

Но Виктор Иванович, наверное, лукавит. Осваивать сибирскую тайгу в суровых климатических условиях без какого-либо комфорта, без инфраструктуры – работа не для слабаков. Так что, неспроста БАМ называют трассой мужества, а строителей магистрали – победителями и покорителями.

Официальная часть празднования 40-летия БАМа на станции Лена была неутомительной. Несколько поздравлений, каждому по кусочку каравая, песни, танцы, а в конце почетные гости открыли мемориальную доску на здании вокзала в честь прибытия 2 мая 1974 года всесоюзного ударного комсомольского отряда, который и начал строительство западного участка Байкало-Амурской магистрали. Самое интересное было после торжественного митинга. Ветераны встречали своих друзей, с которыми они не виделись долгие годы, вспоминали прошлое.

– Мы едем в поезде, который собрал далеко не всех, кто участвовал в строительстве. Но мы встречаемся на станциях с нашими друзьями и коллегами. Это очень радостные моменты, – поделился Виктор Лакомов. – Как ветераны войны, мы ощущаем себя родственниками, близкими людьми, которые до сих пор переживают друг за друга.

В окно за невестой

Воспоминаний было море. Например, как пришла бригада строителей на обед в палаточный городок, а те, кто остался, сидят грустные. Их спрашивают, что случилось, а они, мол, суп подгорел, вермишель не перемешали. Пришлось есть, потому что другого не было. Вообще, про бамовское снабжение многие вспоминали. Помимо тушенки, макарон и круп, привозили сухую картошку, не хуже нынешних чипсов, быстрозавариваемое картофельное пюре, как сейчас продают, только вкуснее.

– Сначала в палатках жили, когда настали морозы, рубили себе зимовье, – отвечает на вопросы журналистов бригадир, Герой Социалистического Труда Вячеслав Аксенов, работавший в отряде Лакомова. – Приходилось делать практически все строительные работы, быть универсальным – и лесорубом, и монтажником-плотником, и сварщиком, и каменщиком, и поваром, наконец. Но деревенские парни все умеют.

Между прочим, у Вячеслава Аксенова 40 лет назад был выбор – либо ехать на БАМ, либо в Тюмень на добычу нефти, куда уже готовились документы. Муромский парень повелся на новое, неизведанное, но опоздал – отряд из Владимирской области к тому времени уже уехал на стройку. Вячеслав Иванович не повернул назад, а поехал самостоятельно на станцию Лену, где и устроился бригадиром отряда.

– Сначала нас было немного, потом вертолетами в Звездный стали перебрасывать работников, помню человек 300 прилетело, – продолжил Вячеслав Аксенов. – Затем столько же прибыло журналистов, правда, они, насобирав информацию, через неделю уехали. Были среди работников и те, кто не выдерживал – бежал со стройки. Один даже не дождался вертолета, сам сколотил себе плот и уплыл по реке.

– А помнишь, как в окно за невестой нырял в сугроб? – смеются рядом его коллеги по БАМу. – Всем Звездным тогда в 1977 году гуляли, потому что это была первая в поселке свадьба. Мы у него невесту украли, двери закрыли, так он за ней в окно сиганул.

– Мы с будущей женой на БАМе и познакомились, – не отвлекается от прессы Вячеслав Аксенов. – Она у нас поварихой работала, из Казахстана приехала. После свадьбы нам сразу вагончик отдельный дали…

Бамовские поселки

После Усть-Кута поезд двинулся по однопутной дороге. Вокруг ни души – леса, горы, речки, изредка пейзаж нарушали небольшие населенные пункты или же совсем маленькие станции с одним-двумя домами. На следующий день пути рано утром мы остановились в Киренге, где находится поселок Магистральный. Его, кстати, хотели назвать Биреинск (от названия реки Бирея), но потом отказались – слишком уж напоминало фамилию Берия.

Встретили пассажиров поезда утренней коллективной зарядкой – для бодрости духа и поднятия настроения. Ветераны не отсиживались в поезде – все вышли и стали дружно делать гимнастические упражнения. Вообще в Магистральном, не в обиду другим поселкам и городам по БАМу, был самый теплый и трогательный прием. Жители так искренне радовались ветеранам, что у некоторых вышибали слезу своими словами, взглядами, объятиями. И устроили для гостей настоящий праздник – сначала парад с плакатами и возгласами «ура», потом хоровод, концерт, а под занавес угостили всех гречневой кашей с тушенкой, настоящей ухой и, конечно же, самогоном. Уезжать просто не хотелось.

– В июне 1974 года сюда прибыли 208 комсомольцев, – вспоминает исполняющий обязанности мэра Казачинско-Ленского района Александр Абраменко. – В 1976 году здесь уже проживало более 20 тыс. человек. Сегодня многие разъехались, тем не менее, поселок развивается. А БАМ навсегда останется в истории области и страны в целом своей масштабностью, людьми, которые с комсомольским задором покорили сибирскую непроходимую тайгу.

На каждой станции БАМа спецпоезд заселялся новыми пассажирами – строителями магистрали, которые до сих пор живут в созданных ими поселках. В Улькане, например, подсел загорелый, бодрый, как и 40 лет назад, Владимир Онищенко – боец отряда «Комсомолец Ставрополья». Тогда он не только принимал участие в строительстве магистрали, но и в составе «СМУ-Азербайджанстрой» возводил здания в Улькане, обустраивал его. И сегодня Владимир Онищенко не оставляет свой второй дом – хлопочет о нем на посту председателя думы Казачинско-Ленского района. Лауреат четырех фестивалей самодеятельной гитарной песни на БАМе всегда со своей шестиструнной. Так что в поезде ехать стало веселее.

Следующую долгую остановку эстафетный состав сделал на бурятской земле – в Северобайкальске. Начальник поезда, запинаясь от волнения, доложил о прибытии заместителю начальника ВСЖД. Ветераны вновь отведали каравай с солью, а затем огромной колонной вместе с жителями Северобайкальска и в сопровождении двух грузовиков с транспарантами двинулись на главную площадь. Там торжественно был открыт памятник строителям БАМа и прошел ставший уже традиционным для спецпоезда митинг. Пока шли народные гуляния в честь праздника, мы с журналистами посетили старый квартал, где стоят первые дома, – дощатые и засыпные. Люди еще живут в них, хотя как, непонятно – это все-таки были времянки, не рассчитанные на несколько десятков лет.

Женский десант

Кстати, чем дальше наш состав двигался по БАМу, тем грустнее становилось. Кичера, Кирон, Ангоя, Новый Уоян… Жители поселков радовались поезду. Для них такие праздники стали редки. Многие, признав в нас журналистов, сетовали на то, что продукты дорогие, молодежь уезжает, работать негде, а те, кто остаются, топят тоску в бутылке. Тайга уже не так привлекательна, как во время великой стройки – ни сельским хозяйством толком не позаниматься, ни животноводством. Дикие места. Зато охоты и рыбалки вдоволь.

– 33 года будет в августе, как я приехала сюда на пост дежурной станции, – рассказывает жительница села Ангоя Любовь Емельянова. – Ничего здесь не было. Даже станции. Поэтому практически не работали сначала, занимались обустройством. Нас было пять женщин и ни одного мужика. Сами строили дома, рубили дрова. Вообще самая первая приехала Лилия Светлакова. Она должна была стать начальником станции, но возникли жизненные обстоятельства и она уехала. В итоге ее место заняла я. Потом вагончик привезли, он стал станцией. Когда мы уже обжились, подъехал «Бамтоннельстрой» – за нами свое жилье поставил. Осенью 1981 года на этот пункт подошла бригада Бондаря, дотянув пути до Ангои. Все грузы шли на мою станцию… Честно говоря, хочется уехать отсюда. Грустно, да и здоровье уже не то – все отдала БАМу.

Станция Ангоя сильно выделятся из общего ряда. Ее обустройством занималась бригада строителей из Азербайджана, которые постарались, чтобы в фасаде здания отражались архитектурные очертания родной республики. Даже был завезен специальный отделочный камень – травертин, который веселит глаз, когда на него попадают солнечные лучи.

– Раньше все поселки строились с перспективой развития, – говорит инженер-механик Альберт Чаплыгин, ветеран БАМа. – Строились огромные котельные, подстанции. Ведь здесь, куда не сунься – везде полезные ископаемые. Развивай инфраструктуру и вывози их. Но сейчас многие поселки редеют, люди уезжают или хотят уехать, потому что месторождения пока толком не разрабатываются – бизнес ждет оптимальной экономической обстановки, когда цены поднимутся. К сожалению, всем движет выгода.

Совсем другое настроение у жителей Новой Чары. Станция там является сегодня крупным транспортным узлом на магистрали, а в поселке активно развивается инфраструктура. Так, 7 июля был сдан очередной 27-квартирный новый дом, и начальник ВСЖД Василий Фролов торжественно вручил работникам железной дороги ключи.

Сердце магистрали

И вот, наконец, спустя пять дней эстафетный поезд добрался до Тынды, где встретился с другим таким же составом, который прибыл в столицу БАМа из Хабаровска. На привокзальной площади яблоку было негде упасть. Как еще ветераны магистрали находили старых друзей в этой массе?!

– Проект Байкало-Амурской магистрали привлек сотни тысяч энтузиастов, людей, способных жертвовать своим комфортом для решения великих задач для нашей страны, – приветствовал гостей президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Они сегодня являют собой пример самоотверженного труда. Если бы БАМ не был построен, то уже несколько лет тому назад экономика России испытала бы чрезвычайные сложности для своего развития, с точки зрения доставки грузов. Поэтому большое вам спасибо, что справились, не побоялись трудностей.

На разных площадках Тынды проходили концерты, поздравления ветеранов, а самое главное событие состоялось на городском стадионе «БАМ». Это телемост с главой государства Владимиром Путиным, в котором, кстати, принял участие и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. На связь с президентом страны вышли Владимир Якунин, Герой Соцтруда Александр Бондарь, комиссар студотряда «Байкал» из Иркутска Руслан Манатов. Кроме того, в телемосте участвовали железнодорожники со станции Таксимо, которые в прямом эфире начали укладку «серебряного» звена – второй ветки БАМа. Позже к общению с Владимиром Путиным подключился тындинский микрорайон Таежный, жители которого рассказали о строительстве домов для переселенцев из аварийного жилья.

– БАМ – это не только колоссальная стройка, но и имеющая очень важное значение для страны дорога, – подчеркнул президент. – Сегодня мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности магистрали и закрепить тем самым за нашей страной статус мощной транспортной державы. Намечены значительные средства на расширение БАМа, и, на мой взгляд, это должно вдохновлять наших ветеранов, должно показать им, что они работали не зря, что они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который имеет свое развитие.

После столь бурных событий спецпоезд в спокойном режиме отправился обратно в Иркутск, пустея на бамовских станциях – ветераны магистрали возвращались в родные дома.

– Через пять лет точно увидимся. Надо же отпраздновать два юбилея – 45 лет БАМу и пять – проекту модернизации. Так что крепись, – хлопали по плечу друг друга старые друзья, романтики, авантюристы, победители…