БАМ на пороге модернизации
В октябре этого года будут сданы два разъезда на магистрали
Более 100 млрд рублей будет направлено на модернизацию Байкало-Амурской магистрали в границах Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО РЖД. Реализация проекта «БАМ2» к 2017 году увеличит пропускную способность магистрали на этом участке до 23 пар проездов, а местами и до 27.
8 июля в городе Тында, столице БАМа, прошло совещание по реализации проекта реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссибирская магистраль). В нем приняли участие президент ОАО РЖД Владимир Якунин, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, главы Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Республики Саха (Якутия), а также ветераны БайкалоАмурской магистрали.
– В прошлом году президент России и правительство РФ приняли решение о предоставлении государственной поддержки РЖД на реализацию проекта развития железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, – напомнил Владимир Якунин. – Перспективные объемы грузоперевозок на Восточном полигоне могут составить 55 млн тонн грузов в год, в том числе 38,7 млн тонн – с месторождений.
Владимир Якунин добавил, что в 2014 году будет выделено 61,4 млрд рублей на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Компания уже приступила к проектноизыскательским работам, а на некоторых участках – к строительномонтажным. При реализации проекта «БАМ2» будут применяться инновационные материалы и технологии, железнодорожники обещают не перекрывать движение поездов.
– БАМ и Транссиб благодаря взаимодополняемости и взаимозаменяемости позволяют эффективно управлять процессом организации транзитных перевозок, – отметил Владимир Якунин. – Это тот транзитный потенциал, о котором неоднократно говорил глава государства. В этой связи приоритетное внимание мы уделяем развитию взаимодействия нашей компании с Корейской Народной Демократической Республикой, Южной Кореей, Китаем и Монголией.
Замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов добавил, что, несмотря на дополнительное финансовое бремя (в частности, отмену части налоговых льгот), компания не урезала инвестиционной проект и будет реализовывать его в полном объеме. Стоимость модернизации Восточного полигона, по данным РЖД, составит 562 млрд рублей, из них 260 млрд рублей – средства государственной поддержки.
– Востребованность перевозок на Восточном полигоне очень высока, – говорит Алексей Цыденов – Поэтому модернизация необходима. И она не закончится 2020 годом – запланирован еще третий этап развития полигона.
Начальник ВосточноСибирской железной дороги Василий Фролов подробнее остановился на проекте реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба в границах ВСЖД. По его словам, особенностью ВосточноСибирской магистрали является работа в условиях постоянного роста грузопотока. За 10 лет объем перевозок увеличился на 41% – с 304,8 млн тонн до 429 млн тонн в год. При этом 21% всех грузоперевозок приходится на БАМ. Сегодня на станциях ВСЖД по участку БайкалоАмурской магистрали отгружается около 20 млн тонн грузов, значительная часть отправляется на экспорт.
– Решая задачи увеличения пропускной способности, первоочередное внимание мы уделяли развитию и модернизации инфраструктуры главного хода дороги участка Транссиба, – рассказал Василий Фролов. – Интенсивный рост объемов перевозок привел к предельной нагрузке на отдельных участках. Например, Тулун – Зима – Черемхово и Иркутск – Слюдянка. В этих условиях максимально востребованным становится БАМ и увеличение его пропускной способности. За последние десять лет на реконструкцию станций и строительство вторых путей выделено более 5,5 млрд рублей. В итоге было построено девять разъездов, выполнены удлинения главных путей.
Мощным и своевременным импульсом развития транспортной инфраструктуры БАМа станет реализация масштабного проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры магистрали на период 2015–2017 годов. По словам Василия Фролова, помимо повышения пропускной способности увеличатся и объемы вывоза продукции с месторождений полезных ископаемых.
За счет средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий в границах ВСЖД составит 121,5 млрд рублей, из них порядка 100 млрд рублей пойдет на модернизацию БАМа. В настоящий момент ведется строительство на 13 объектах, на 64 – проектирование. В октябре 2014 года будет введено в эксплуатацию два разъезда.
За шесть месяцев текущего года израсходовано 4 млрд рублей. К 2017 году планируется увеличить пропускную способность до 23 пар поездов, на отдельных участках – до 27.
– Важно понимать, что указанные объемы мы сможем выполнить только при усилении схемы внешнего энергоснабжения участка БАМа, – подчеркнул Василий Фролов. – Вместе с тем вызывают тревогу появившиеся в СМИ сообщения об исключении объекта строительства ЛЭП500 кВ из инвестиционной программы Федеральной электросетевой компании, причем по согласованию с Минэнерго и Минэкономразвития РФ. Если это произойдет, мы не сможем в полной мере реализовать проект модернизации магистрали. Так, увеличение пропускной способности составит 15 пар поездов вместо 23.
Еще одна проблема – демографическая, поскольку в районе БАМа сохраняется низкая плотность населения, практически нет притока квалифицированных кадров. В связи с этим железнодорожная компания разработала комплексный план мероприятий по привлечению и закреплению персонала. Подготовка кадров ведется не только в вузах и среднеспециальных учебных заведениях, но и в учебных центрах РЖД наподобие того, который торжественно открылся 8 июля в Тынде.
Привлечь специалистов на БАМ также поможет жилищная программа. В настоящее время для работников ВСЖД приобретено 417 жилых помещений. До 2016 года планируется выделить 700 млн рублей на строительство ведомственных домов. Василий Фролов сообщил, что от Тайшета до Новой Чары в течение трех лет будет возведено девять многоквартирных домов. Первый уже сдан в Новой Чаре – 7 июля начальник ВСЖД вручил ключи от новых квартир работникам дороги.
В завершение Василий Фролов обратился к губернаторам с просьбой вести совместную работу по укреплению социальной инфраструктуры в бамовских поселках, участвовать в строительстве школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта.
– Мы вместе с вами должны заботиться об уровне жизни населения БАМа, сохранять и развивать эти поселки. Кроме того, надеюсь на поддержку субъектов РФ в привлечении средств бизнесструктур для решения задач по обеспечению перспективных объемов грузоперевозок, в том числе по строительству подъездных путей к месторождениям полезных ископаемых, – подытожил Василий Фролов.