07.07.2014 07:15
Рубрики
Власть
Теги
07.07.2014 07:15

В Тайшете к 40-летию великой стройки установлен памятный камень

К 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали 3 июля был открыт памятный камень на станции Тайшет. Он станет не только очередным мемориалом великой стройки, но и символом модернизации БАМа, которая запланирована на ближайшие годы.

3 июля начал путешествие по Байкало-Амурской магистрали эстафетный спецпоезд, следующий по маршруту Иркутск – Тында – Иркутск. В 17 вагонах едут ветераны всесоюзной комсомольской стройки, делегации из Иркутской области, республики Бурятия и Забайкальского края, а также артисты и журналисты. На станциях, рожденных вместе с бамовскими городами и поселками, пройдут торжественные мероприятия с чествованием ветеранов великой стройки – авантюристов и романтиков, не стареющих душой, с молодыми горящими глазами, как и 40 лет назад.

Первая остановка спецпоезда была сделана в Тайшете. Сегодня это крупный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, с которого в четыре направления отправляются составы. Станцию называют воротами БАМа, поскольку именно отсюда начинается Байкало-Амурская магистраль, именно здесь находится ее первый километр.

К юбилею БАМа на станции Тайшет был отремонтирован вокзальный комплекс – обновлен фасад здания, заасфальтирован перрон, уложена брусчатка вокруг памятников северной магистрали. Привокзальная площадь сегодня представляет собой целый мемориальный комплекс, здесь установлено шесть памятных знаков. 3 июля был открыт седьмой – памятный камень, который должен стать символом модернизации Байкало-Амурской магистрали, намеченной на ближайшие годы.

– Ровно 40 лет прошло с того момента, как первый десант высадился на эту суровую землю, – выступил перед ветеранами БАМа и жителями Тайшета заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Алексей Боровиков. – Строительство первых бамовских путей проходило в тяжелых климатических и геологических условиях. Молодые специалисты приезжали сюда из разных уголков Советского Союза. Они рвались в бой, бросались с головой в освоение труднодоступного края. Многие из вас помнят, как в 1980-е годы, когда еще не было завершено строительство, БАМ называли бессмысленной стройкой и политической ошибкой. Однако, как показало время, такое мнение было ошибочным. БАМ востребован, и об этом говорят факты.

В настоящее время по направлению Тайшет – Тында – Комсомольск объем грузоперевозок составляет порядка 12 млн тонн в год, столько же миллионов пассажиров пользуется ежегодно северной магистралью. По словам Алексея Боровикова, завершение строительства БАМа решило задачи общенационального уровня. Так, был открыт доступ к богатым природным ресурсам, обеспечены транзитные перевозки, создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток – Запад, протяженность 10 тыс. км. К тому же магистраль является резервом в случае сбоев и перерывов в движении поездов на Транссибе.

Однако Алексей Боровиков отметил, что состояние железнодорожной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока сегодня не отвечает потребностям роста грузоперевозок. Поэтому на правительственном уровне было принято решение о модернизации БАМа, где довольно много однопутных перегонов и участков с тепловозной тягой.

Реализация проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба) позволит почти вдвое увеличить пропускную способность и ежегодно вывозить дополнительный объем грузов (до 75 млн тонн).

Проект реконструкции потребует 562 млрд рублей. Более 300 млрд выделит ОАО «РЖД». Эти средства пойдут на первую очередь развития восточной части БАМа и завершение уже начатых проектов на северной магистрали и Транссибе. 260 млрд рублей планируется получить в качестве государственной поддержки на модернизацию западной части БАМа и решение проблемы «узких» мест на Транссибе.

– Спустя 40 лет правительство принимает единственно правильное решение по модернизации БАМа, – отметила председатель комитета по бюджету, ценообразованию и финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Наталья Дикусарова. – Это даст новый толчок развитию Тайшетского и других районов, появятся новые рабочие места, увеличатся поступления в местные и областной бюджеты.

В 2014 году начался первый этап модернизации БАМа. В частности на реконструкцию станции Тайшет выделено 485 млн рублей, которые пойдут прежде всего на путевое развитие, дабы обеспечить бесперебойную погрузку и выгрузку, уменьшить количество маневренных передвижений, а главное увеличить пропускную способность со 166 поездов в сутки до 289 составов.

Следующей остановкой спецпоезда стала станция Лена (город Усть-Кут). Ветеранов встречали душевными песнями, зажигательными танцами и, конечно же, караваем. В завершение праздника первопроходцы БАМа открыли мемориальную доску на станции в честь прибытия 2 мая 1974 года всесоюзного ударного комсомольского отряда. Ведь с Усть-Кута началось строительство западного участка Байкало-Амурской магистрали.

– Очень радостно стоять на этой земле, как и 40 лет назад, когда мы приехали первым отрядом в Усть-Кут, – поделился ветеран БАМа, герой социалистического труда Вячеслав Аксенов. – Я встретил друзей, с которыми мы тогда вместе ютились в палатках, преодолевали трудности, но шли новым неизведанным путем. Сегодня я вижу, что наша работа была не напрасной. БАМ живет, он нужен и это главная награда для нас.

Спецпоезд продолжил свой марафон. Впереди ветеранов БАМа ждут новые встречи с друзьями и жителями городов и поселков, обязанных своим появлением северной магистрали. Завершится железнодорожная эстафета 11 июля.