ВСЖД предложила экспортерам леса консолидироваться

За счет этого можно снизить затраты отправителей и сроки доставки грузов

Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД, филиал ОАО «РЖД») предложила партнерам-грузоотправителям и владельцам грузовых вагонов на территории Иркутской области и Бурятии рассмотреть возможность консолидации вагонов с лесными грузами для формирования ускоренных поездов, следующих по расписанию до станции назначения. Речь об этом шла на региональном координационном совете с лесопромышленниками.

ВСЖД среди всех филиалов РЖД занимает одно из лидирующих мест по погрузке леса и обработанной древесины – через нее проходит около четверти таких грузов. Объем погрузки леса в январе-апреле этого года вырос на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,5 млн тонн. На экспорт пришлось 81,3% всего объема погрузки, тогда как в январе – апреле 2013 года этот показатель составлял 80,4%.

Первый замначальника ВСЖД Николай Маклыгин на координационном совете пояснил, что сейчас проблемы непоставки вагонов для экспортеров нет. Зато есть другая – места погрузки леса достаточно разрозненны вдоль магистрали, что отрицательно сказывается на эксплуатационных затратах железной дороги. Сейчас ВСЖД работает более чем с 400 экспортерами, из них 71,6% грузят менее одного вагона в сутки. Но часть клиентов безответственно подходят к заявкам на подвижной состав – сначала у перевозчиков просят вагоны, а затем затягивают сроки с их погрузкой.

Исполняющий обязанности начальника восточно-сибирского территориального центра фирменного обслуживания ВСЖД Игорь Балушкин предложил экспортерам рассмотреть возможность консолидации вагонов с лесными грузами для формирования ускоренных поездов, следующих по расписанию до станции назначения.

– Ни один грузоотправитель не в состоянии предъявить к перевозке целый поезд лесных грузов. Мы предлагаем партнерам объединяться. От лица наших клиентов может выступить собственник вагонов или крупный грузоотправитель. Он станет заказчиком перевозки единым составом, – пояснил Игорь Балушкин.

По его подсчетам, консолидация вагонов в единый состав, прежде всего, позволит уменьшить сроки доставки экспортного леса из Иркутской области на станцию Забайкальск, через которую осуществляется транспортировка леса в Китай. Более того, отправители грузов смогут снизить свои конечные затраты.  

Для ВСЖД, собственников подвижного состава и грузоотправителей такая схема выгодна, во-первых, потому, что она позволяет ускорить оборот вагона. Во-вторых, по предварительным подсчетам, при отправке вагонов по расписанию снижается их необходимое количество. Опыт вождения грузовых поездов по расписанию на ВСЖД уже есть – по такой схеме перевозится уголь и промышленное сырье.

На координационном совете также обсуждалась ситуация с погрузкой леса в мае – выяснилось, что в начале месяца заготовители значительно снизили его отправку на железнодорожные станции. Они объясняют это транспортными ограничениями и конъюнктурой рынка: на автодорогах Приангарья днем запрещен проезд тяжелых лесовозов, а в КНР значительно упали цены на древесину, из-за чего каждый из лесоэкспортеров теряет почти по $1 тыс. с одного вагона с лесом.   

Исполняющий обязанности начальника ВСЖД по территориальному управлению в Иркутском районе Сергей Попов пояснил, что задержка с погрузкой связана с тем, что экспортеры вынуждены почти неделю ждать выдачи им Россельхознадзором фитосанитарных справок. В ответ на это представитель контрольного ведомства заверил, что сроки установлены законом и не превышают трех суток со дня подачи документов.

По словам Сергея Попова, в связи с майскими праздниками отправители значительно снизили количество подвижного состава к погрузке. В итоге более ста вагонов простояли без дела на станциях Кая, Иркутск-Пассажирский, Батарейная, Азей, Худоеланская, Кимильтей. Снижение погрузки подтвердил и представитель станции «Суховская», но при этом добавил, что с середины месяца она начала расти.

В Бурятии погрузка леса снизилась по двум причинам: в мае заготовители переходили с зимних делян на летние, но при этом им не хватает ресурсной базы – власти не проводят новых аукционов на право аренды лесных участков, пояснил представитель республиканского союза лесопромышленников и экспортеров.

Советник президента ООО «ТрансЛес» в Иркутске Владимир Шехтель назвал ситуацию с погрузкой леса в мае критичной.

– Вагоны есть на всех станциях, а погрузки нет. По данным на 15 мая, мы уже закрыли месячные заявки отправителей. Между тем вагоны продолжают поступать, а использовать их для перевозки других грузов нельзя. Есть возможность передислоцировать подвижной состав в европейскую часть России, но в дальнейшем его вернуть будет сложно, – сказал Владимир Шехтель. Он добавил, что компания пошла на уступки отправителям, имеющим свои железнодорожные тупики, – тем, кто в мае возьмет вагоны сверх нормы, перевозчик не будет начислять штрафы.

– Думаю, нам необходимо качественно планировать свою деятельность. Каждую весну отправители снижают свои объемы – в этом случае мы можем, к примеру, перейти на обработку грузов по расписанию. Нам очень невыгодно держать тепловоз там, где долгое время стоит порожний состав. Тем более в праздничные дни, в которые, в отличие от экспортеров, мы работаем. Я предлагаю нашим партнерам нарастить объемы отправки грузов, а начальникам станций рассчитывать свои силы. План по перевозке никто не отменял, – резюмировал первый замначальника ВСЖД Николай Маклыгин.

На правах рекламы