Пожароопасная трава

Спасатели без устали борются с горящим сухостоем

Число ежедневных вызовов пожарных на тушение горящего сухостоя в апреле увеличилось от одного выезда в день до сотни. Это связано с паломничеством граждан на дачи, пикники, с неконтролируемым отжигом прошлогодней травы, случаются и намеренные поджоги. Корреспонденты «Областной» в один из погожих дней провели несколько часов с бойцами пожарной охраны, работающих на тушении сухостоя.

– Приезжайте в любое время, но лучше в выходные, тогда вам точно скучать не придется, – сообщают нам в пожарной части № 5 Иркутска.

Решаем приехать в субботу. Пожарная часть № 5 расположена в поселке Жилкино областного центра. Здесь много деревянных кварталов, в округе – дачные поселки, поэтому неудивительно, что именно на этой базе сформировано отделение по тушению горящего сухостоя.

– Немного опоздали, машина уже уехала на вызов, – огорчает нас дежурный на КПП.

Приходится ждать. На улице – жара, небольшой ветер, идеальная погода для возникновения пожаров, поэтому даже непрофессионалам ясно – вызовы еще будут.

В ожидании возвращения бойцов изучаем статистику. Оказывается, с начала апреля количество выездов пожарных по всей Иркутской области на тушение горящего сухостоя увеличилось от одного выезда в день до сотни.

«Даже при небольшом ветре скорость распространения пламени по сухой траве может составлять более четырех метров в секунду. При этом потушить огонь подручными средствами практически невозможно», – сообщает памятка, которую в качестве мер профилактики раздают гражданам пожарные.

– Вот, Николай Павлович, к вам прибыли еще два бойца, – показывает на нас вошедшему в часть прапорщику дежурный. – Выдай им ранцы для тушения, пусть работают.

– Выдал бы, да лишних нет, – отшучивается Николай Парфенов, который, как выясняется, работает водителем пожарной машины.

Ждем очередного вызова, а пока знакомимся. Сегодня отделение помимо водителя сформировано из трех бойцов 4, 5 и 7-й пожарных частей, командует Алексей Фатеев. Выясняем, что ежедневно на тушение сухостоя формируется новая группа, и только Николай Парфенов работает постоянно.

На вооружении у отделения автомобиль «газель», большая емкость с водой и ранцы для тушения.

– Выезжать на автоцистерне по таким вызовам неэффективно, да и большая машина мало где проберется, мы же тушим и в садоводствах, и даже на болотах, – поясняет Николай Парфенов.

И вот очередной сигнал от населения о возгорании, горит сухостой в поселке им. Горького, полыхнуло в районе болота.

– Мы же полчаса назад здесь мимо проезжали, ничего не горело, – возмущается водитель.

Бойцы наполняют 20-литровые ранцы водой и разбредаются вокруг болота тушить очаги огня. Ручными насосами за полчаса пожар ликвидирован. Правда, снующие под боком у пожарных мальчишки показывают – вон еще немного горит за трансформаторной будкой…

– А не эти ли сорванцы и подожгли? – спрашиваю у старшего отделения.

– Вряд ли, скорее всего взрослые из местных. Зачем? Да специально, чтобы избежать внезапного пожара ночью. Поджигают, пока светло, а когда трава догорает, вызывают нас, чтобы мы затушили, – говорит Алексей Фатеев.

– Своеобразный контролируемый отжиг…

– На самом деле, казалось бы, безобидное горение травы может привести к печальным последствиям. В прошлом году как раз в этом месте огонь с сухостоя перекинулся на забор, пришлось спасать строения.

На базу вернуться не успеваем, поступает очередной вызов, на этот раз горит трава в садоводстве «6-я пятилетка». По разбитым дорогам наша «газель» с трудом подъезжает к нужному адресу, но огня не видно. К нам выходит пожилая женщина, представившаяся как Нина Николаевна. Это она вызвала пожарных.

– Ребята, горит не у нас, а за садоводством возле озера, только туда не подъехать на машине. Я треск услышала и поняла, что кустарник горит, вы уж потушите, – обращается за помощью пенсионерка.

И не дожидаясь начала работы пожарных, вместе с внучкой Нина Николаевна на машине покидает садоводство. Алексей Фатеев вместе с остальными бойцами по болотным кочкам идет к месту возгорания. Мы, после того, как в своих туфлях утопаем в жиже, ретируемся, но пожарным же в высоких сапогах болото не страшно. Наблюдаем вместе в Николаем Парфеновым за борьбой с огнем с приличного, зато безопасного расстояния.

– Вам еще повезло, что вызовы поступают с мест, расположенных поблизости от части. А так мы обслуживаем весь город, поступил бы сигнал с противоположного конца города, поехали бы и туда, – говорит водитель.

По словам Николая Парфенова, работа по тушению горящего сухостоя пусть не такая героическая, как на больших пожарах, но не менее важная.

– В такую погоду не поступи к нам сигнал, и безобидный пожар может уничтожить жилые строения. Так что скорее бы снег пошел, – то ли в шутку, то ли всерьез произнес наш собеседник.

Основательно прокоптившись, но сделав серию эффектных фотоснимков, мы прощаемся с пожарными и желаем им удачного продолжения дежурства. А на утро в Иркутске лежал снег, вышедшим на дежурство в этот день пожарным основательно повезло…