Александр Федоров: Мы делаем упор на пресечение деятельности ОПГ

В середине марта сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) ГУ МВД России по Иркутской области отметили свой профессиональный праздник. В этом году подразделению органов внутренних дел исполнилось 77 лет.

О том, какие приоритеты стоят перед управлением сейчас, и как оно справляется со своими обязанностями, рассказал его начальник, полковник полиции Александр Федоров.

Новые подходы в борьбе с преступлениями в лесной отрасли

– Перед правоохранительными органами поставлена задача по декриминализации лесопромышленного комплекса Иркутской области. Пожалуй, главная роль в выявлении и раскрытии преступлений в сфере ЛПК руководство ГУ МВД возложило на ваше подразделение. Как идет эта работа?

– Мы стали применять новые подходы, во всех территориальных подразделениях созданы следственно-оперативные группы по борьбе с преступлениями в лесной отрасли. Сейчас основной упор делается на пресечение деятельности организованных преступных групп (ОПГ). В первую очередь мы должны бороться с ними, а не с отдельными селянами, которые, чтобы прокормить семью, срубают в лесу пару деревьев. Группы же имеют в своем активе пилорамы, дорогостоящую технику, контрабандой отправляют в больших объемах древесину за рубеж. К примеру, мы провели оперативные мероприятия по разработке группы лиц, которая организовала преступную схему контрабандного перемещения через границу лесоматериала в крупном размере. Лес из Прибайкалья отправлялся в КНР через таможенные переходы. Четверо руководителей предприятий, в том числе гражданин Китая, арестованы. Предварительный ущерб от их деятельности превышает 2 млрд рублей. По данному факту возбуждено три уголовных дела по статье «Контрабанда». Они сейчас расследуется в Следственном департаменте МВД России. Полиция усовершенствовала формы контроля за оборотом леса и его транспортировкой на дорожных КПП. Проводятся у нас и специализированные оперативно-профилактические мероприятия, как, например, «Лес», «Лесовоз», «Зачистка».

В итоге в 2013 году сотрудники органов внутренних дел Прибайкалья выявили более 2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом древесины, из которых 1258 являются тяжкими. По сравнению с прошлым годом рост этого показателя составил более 43%. В суды направлены 19 уголовных дел, совершенных в составе ОПГ, для сравнения, в 2012 году таковых вообще не было. Также была пресечена деятельность 43 групп, действующих по преступному сговору.

– А что уже сделано в этом плане в текущем году?

– С начала 2014 года мы уже привлекли к уголовной ответственности 193 человека за нарушения законодательства в сфере лесопользования. Было изъято 113 единиц техники. В Ангарском районе было возбуждено шесть уголовных дел в отношении преступной группы, которая своими незаконными рубками по предварительным подсчетам причинен ущерб на сумму более 2 млн рублей. Двое лидеров сейчас находятся в следственном изоляторе. В конце прошлой недели также на границе Ангарского и Шелеховского районов полицейские задержали еще одну группу из шести человек. Злоумышленники были пойманы с поличным во время погрузки древесины на лесовоз. На месте находилось около 112 куб. м незаконно спиленного леса. Сейчас мы проверяем, как ведутся так называемые санитарные рубки на территории Прибайкальского национального парка. Сотрудники нашего подразделения недавно выезжали на остров Ольхон и выявили там факт незаконной вырубки леса. Также управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД проводит проверку расходования денежных средств, выделенных для нужд нацпарка. Результаты этих мероприятий будут озвучены позже.

Незаконных врезок в нефтепроводы стало меньше

– Как ведется борьба с преступлениями в топливно-энергетическом комплексе региона?

– В Сибирском федеральном округе Иркутская область сейчас занимает втрое место по количеству выявленных преступлений в сфере ТЭК. Таковых в 2013 году было зарегистрировано 39. Я являюсь председателем межведомственной рабочей группы по вопросам борьбы с преступлениями по линии ТЭК. В нее также входят сотрудники других подразделений полиции, УФСБ, ГУ МЧС, прокуратуры, служб собственной безопасности региональных представительств «Транснефти» и «Роснефти». Сотрудничество дает свои положительные результаты. В 2013 году количество несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы сократилось на 75%. За период с 2011 по 2013 год пресечена деятельность четырех преступных групп, которые совершали хищения из магистральных нефтепроводов «Красноярск – Иркутск», «Омск – Иркутск». В ходе оперативно-розыскных и следственных мероприятий зафиксированы непосредственно факты хищения нефти, а также ее перевозки, переработки и сбыта, причем не только сырой нефти, но и готовой продукции, как правило, низкокачественной. На данный момент участники двух групп – Чемезова и Солдатова – осуждены. В общей сложности на скамье подсудимых оказались 15 человек. Такая же участь ожидает еще 18 подозреваемых из двух других ПГ. Среди фигурантов подобных дел есть высококвалифицированные специалисты, ведь незаконную врезку в нефтепровод сделать непросто, к тому же нужно знать, когда в трубе падает давление, как работают датчики и прочее. А эту информацию злоумышленникам порой предоставляют входящие в состав преступных групп работники компаний. Поэтому нам важно плотно взаимодействовать со службами безопасности этих предприятий. Так, в состав даже не преступной группы, а целого организованного преступного сообщества (ОПС), деятельность которого мы пресекли совместно с УФСБ, входили сотрудники «Транснефти». ОПС из 13 человек занималось хищениями нефти, переработкой и реализацией нефтепродуктов.

Борьба с коррупцией

– Когда-то основным направлением деятельности ОБХСС (предшественник ЭБиПК) была борьба со спекуляцией, в наши дни на первое место выходит противодействие коррупции. Расскажите об этом направлении деятельности ведомства.

– Специально созданные подразделения ведут работу, начиная с выявления фактов так называемой бытовой коррупции, с которой граждане сталкиваются в учреждениях образования, здравоохранения, ЖКХ и завершая проверками деятельности чиновников из региональных и федеральных ведомств и служб. Не секрет, что для ряда недобросовестных руководителей распределение бюджетных средств – это кормушка для себя и аффилированных ими коммерческих структур, возглавляемых родственниками или знакомыми. Злоупотребление должностными полномочиями, получение взяток, подкуп – эти и другие должностные преступления расследует Следственный комитет, но оперативное сопровождение проводит УФСБ или наше управление. Чтобы не допускать провокацию взятки при проверке информации о том или ином чиновнике, который подозревается в мздоимстве, в нашу деятельность внедрен новый механизм документирования и раскрытия преступлений. Благодаря этому новшеству в прошлом году без проведения традиционных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с передачей денег, с помощью других методов оперативной деятельности были установлены достаточные данные для возбуждения 12 уголовных дел по фактам получения взяток, из которых четыре в особо крупных размерах. В частности, по материалам, собранным совместно с ГУЭБиПК МВД России, была пресечена незаконная деятельность в Иркутском государственном техническом университете. СКР возбудил три уголовных дела в отношении главного бухгалтера по факту завышения премии ректору университета на 2 млн рублей и дачи взятки двум должностным лицам Росфиннадзора. Всего же по результатам оперативной деятельности нашего управления в 2013 году было возбуждено семь уголовных дел в отношении лиц федерального уровня, три дела в отношении чиновников уровня субъекта федерации, а также выявлено 21 преступление среди муниципальных чиновников.

Частная фирма «отмыла» более 1 млрд рублей

– Одним из приоритетных направлений деятельности управления является и раскрытие преступлений в финансовой сфере. Выявлялись ли в Прибайкалье, например, преступные схемы «отмывания» денег?

– Работу нашего подразделения по противодействию легализации денежных средств, полученных преступным путем, на постоянном контроле держит руководство ГУ МВД. Так, в декабре 2013 года наши сотрудники пресекли деятельность группы в составе четырех человек, которые на протяжении длительного времени через интернет изготавливали и сбывали поддельные электронные платежные документы. Это делалось для обналичивания денежных средств через подконтрольное им «лжепредприятие» ООО «Амелия». Преступная схема такова. Определенная фирма, допустим, строительная, закладывает в своем бюджете средства, которые она не хочет проводить через банковский счет. Эти деньги нужны бизнесменам для того, чтобы, например, платить не облагаемую налогом зарплату в конвертах, закупать контрафактные стройматериалы и, что скрывать, давать взятки должностным лицам. Предприниматели обращаются в фирмы-однодневки и заключает с ними договор, например, о предоставлении информационных или транспортных услуг, за что и перечисляет им кругленькую сумму. Понятно, что никаких таких услуг фирма не оказывает. Зато полученные средства она перераспределяет, обналичивает их с помощью сотрудников банка, входящих в состав преступной группы и затем возвращает их уже в виде «налички» заказчику за минусом определенных процентов. Как правило, «лжепредприятие» получает 4–6%.

По нашим данным, в ООО «Амелия» подобным образом было обналичено денежных средств на сумму 1,1 млрд рублей. Двое руководителей этой фирмы сейчас находятся под стражей. В этом году за совершение аналогичного преступления нами была обезврежена другая группа, которая обналичила более 500 млн рублей. Макроаналитическое исследование, которое провело МРУ Росфинмониторинга по СФО, показало, что в результате предпринятых мер идет устойчивая тенденция по сокращению сумм обналичивания денежных средств.

Сотрудники УЭБ должны учиться

– Ваши сотрудники занимаются раскрытием самых разных преступлений, связанных и незаконным оборотом металлов, неуплатой налогов, сбытом фальсифицированных товаров. Очевидно, они должны обладать специальными знаниями.

– Сотрудникам управления экономической безопасности всегда нужно быть в курсе всех изменений в законодательстве, такова специфика службы. Ведь экономические условия, нормативно-правовые документы постоянно меняются. Поэтому когда к нам приходят кандидаты на замещение должностей, мы, помимо предъявления стандартных требований к сотрудникам полиции, отдаем предпочтение тем, кто, кроме юридического, имеет и экономическое образование. Наши сотрудники все время повышают квалификацию, в том числе в вузах, в самом управлении. А как еще иначе противостоять «беловоротничковой» преступности.