05.03.2014 07:15
Рубрики
Власть
Теги
#ЗС
05.03.2014 07:15

Сложности бюджетного процесса

Рассмотрели на семинаре в ЗС

С тонкостями современного бюджетного процесса ознакомились председатели и члены комиссий по финансам и бюджету представительных органов муниципальных образований в ходе семинара, организованного комитетом по бюджету Законодательного Собрания.

Открывая семинар, председатель комитета Наталья Дикусарова отметила главную особенность нынешнего бюджета – он сформирован по программному принципу. Практически все расходы расписаны по 17 государственным программам. Не исключено, что могут возникнуть и другие, на исполнение которых будут выделены финансовые средства из дополнительных поступлений.

Несмотря на дефицит бюджетных средств, все расходные обязательства, подчеркнула Дикусарова, заложены в полном объеме.

– У педагогов, как я знаю, были опасения по поводу оплаты классного руководства, поскольку в этом году федеральных денег на это не предусмотрено. Мы вместе с правительством области изыскали и заложили в бюджет необходимую сумму. Нагрузили на наш бюджет и повышение зарплаты работникам культуры.

Одна из первостепенных задач – обеспечение жильем детей-сирот. На эти цели выделены крупные финансовые средства.

– Если потребуется, добавим еще. К сожалению, как показывает практика, наличие денег еще не гарантирует сиротам получение своего жилья. В ряде районов медлят со строительством. И кому как не депутатам подтолкнуть свои администрации к более активным действиям.

С основными параметрами федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015–2016 годов ознакомил депутатов член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба.

Как известно, рассказал он, экономика Российской Федерации находится в сложном состоянии. Темп экономического роста в полтора процента, заложенный в прогнозные показатели, конечно, не способствует оздоровлению финансов. На этот год дефицит федерального бюджета оценивается почти в полтриллиона рублей. Для его покрытия будут использованы средства резервного фонда, Фонда национального благосостояния и внешние заимствования.

– Свои расходные обязательства федеральный бюджет, конечно, исполнит, но исполнит с большим напряжением.

С определенными сложностями сталкивается и областной бюджет. Идет снижение поступлений по ряду налогов. Прежде всего, налога на прибыль предприятий. В прошлом году недополучено относительно запланированного уровня порядка 11 млрд рублей, что в общей сложности составляет около 13% всего доходного потенциала области.

По словам Виталия Шубы, нынешнее законодательство, позволяющее через трансфертное ценообразование выводить налог на прибыль с территорий в головные офисы крупнейших компаний, привело к тому, что 30% всего налога на прибыль поступает в бюджет Москвы.

– Налоги должны уплачиваться там, где возникают. Совет Федерации предложил правительству РФ создать рабочую группу, которая бы исследовала причины падения прибыльности экономики. В частности, практику работы части предприятий через офшоры.

Прошлый год в финансовом плане удалось пройти достаточно спокойно во многом благодаря «подушке безопасности» – 18 миллиардным остаткам от 2012 года. На 1 января 2014 года эта «подушка» значительно похудела, составив где-то 6,5 млрд рублей. Причем большая часть из них – 4,7 млрд рублей – целевые.

Больное место всех муниципальных образований – нехватка финансовых средств и, как следствие, невозможность исполнять расходные полномочия. Как заявил Виталий Шуба, на федеральном уровне созданы две рабочие группы, которые уточнят полномочия муниципалитетов и определят размеры расходных обязательств. Если это произойдет, то определенные изменения претерпит и бюджетное законодательство.

По мнению сенатора, пришла пора принять новую редакцию Бюджетного кодекса. За последние годы принято несколько десятков законов, поправляющих и дополняющих этот документ, так что разобраться в нем сложно даже опытным финансистам.

– Надо, чтобы кодекс был понятен не только специалистам, но и налогоплательщикам.

В работе семинара приняли участие и представители ряда областных министерств, ознакомивших депутатов с основными положениями межбюджетных отношений, с принципами программного бюджетирования, контрактной системой закупок для государственных нужд, а также с порядком проведения финансовых проверок исполнения бюджета.