Тулунской спортшколе нужен новый борцовский зал

В борцовском зале тулунской спортшколы идет тренировка. На ковре – мальчишки и девчонки из смешанной группы. Зал небольшой, все коммунальные удобства на улице. С ребятами занимается заслуженный тренер России Камиль Джиганчин. Это он дал путевку в большой спорт нашей олимпийской чемпионке Наталье Воробьевой.

Именно здесь, в этом зале, она под присмотром Камиля Камилевича постигала азы вольной борьбы и набиралась мастерства. Первый тренер заложил добротную основу для дальнейшего роста и договорился с коллегой из города на Неве, что тот возьмет ее в свою группу. Сейчас, как известно, Наталья живет и тренируется в Санкт-Петербурге, но Тулун не забывает. После победы на Олимпиаде в Лондоне она по приезде в родной город подарила своему первому тренеру иномарку-внедорожник.

Наташа учится в национальном государственном Университете физической культуры, спорта и здоровья в Санкт-Петербурге, готовясь к роли тренера. Она по-прежнему активно выступает в соревнованиях разных рангов. Главная цель – выйти на борцовский ковер на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году. 

Камиль Камилевич хорошо помнит день, когда шестиклассница Наташа появилась в спортшколе: пришла с подружками посмотреть на стенд с наградами борцовской секции, заглянула в зал. Ей здесь понравилось. С тех пор она с несколькими девчонками стала посещать тренировки.  

Правда, очень скоро осталась одна, подруги по разным причинам бросили занятия. И лишь потом, когда на соревнованиях она стала показывать высокие результаты, в секции произошло новое девичье пополнение. Сейчас занимаются десять девчонок. Тренировки – шесть раз в неделю. Они на равных участвуют в юношеских соревнованиях, борются с ребятами. И это особенно закаляет их бойцовский характер.

Сейчас в сборной России вместе с Воробьевой еще одна воспитанница Камиля – Таисия Новикова, тоже теперь живет в Петербурге. Всего он воспитал одного заслуженного мастера спорта России, двух мастеров спорта – Константина Куликова и Таисию Новикову и 22 кандидата в мастера.

Подрастает юная смена. В этом сезоне хорошо выступили Иван Князькин, Елизавета Чеснокова и Марина Акуленок, ставшие призерами Сибирского федерального округа.

В Тулуне обещают построить новый специализированный борцовский зал. По словам тренера, есть специальная федеральная программа, согласно которой на родине олимпийских чемпионов по борьбе будут возведены такие спорткомплексы, удовлетворяющие всем современным требованиям.

По этому поводу Наталья Воробьева лично встречалась с федеральным министром спорта Виталием Мутко и председателем федерации спортивной борьбы Михаилом Мамиашвили, которые подтвердили, что это реальные планы.

Практически вся жизнь Камиля прошла в Тулуне. Борьбой начал заниматься с третьего класса. После школы окончил Тулунское педучилище, потом был призван в ряды Советской армии. Там он вплотную занялся самбо. Становился чемпионом Северной группы Советских войск в Польше, призером (четвертое место) первенства Вооруженных сил СССР. Ему было присвоено звание кандидата в мастера спорта по вольной борьбе и самбо. После демобилизации пришел работать в спортшколу Тулуна.

После успеха Натальи Воробьевой ему как заслуженному тренеру присвоили личную категорию и увеличили зарплату на 20% от ставки. В иных краях, где по-настоящему ценят высококвалифицированные кадры, повышают до трех ставок. Оставляют желать лучшего и жилищные условия тренера.

– Я семь лет живу в неблагоустроенном бараке на три семьи, – рассказывает он. – Дом, построенный полвека назад, уже отслужил свое. Стены «ходят», с потолка сыплется. Одна комната в квартире так и остается нежилая, сверху постоянно валится мусор, как ни конопать щели.

В свое время, после олимпийского триумфа, бывший мэр Тулуна пообещал Джиганчину трехкомнатную квартиру в пятиэтажке. Ему даже показали ее. Но пока суть да дело, квартиру кто-то занял. Мэра к тому времени по суду отстранили от должности, теперь и спросить не с кого. В свое время тренер отказался от нескольких предложений из других областей, где обещали и квартиру, и высокую зарплату, да жалко было расставаться с воспитанниками. Вот и остался, как говорится, при своих интересах.

– Почему ваши выпускницы обычно уезжают в Санкт-Петербург?

– К сожалению, в Иркутске специалистов по женской борьбе практически нет. И способные ребята и девушки, даже в ранге призеров России, попросту сходят со сцены и теряются в общей массе. Я лично знаю в Питере некоторых тренеров по женской вольной борьбе. Рекомендую им своих девчонок, которым необходимо совершенствоваться в спорте. Надеюсь, воспитанники тулунской спортшколы еще не раз порадуют своих земляков высокими результатами.