26.12.2013 07:30

Уроки милосердия

Педагоги из села Байтог берут детей под опеку

У всякого ребенка-сироты должен быть свой дом, своя малая Родина и воспоминания, связанные с ней.

Жители села Байтог за минувшее десятилетие взяли под опеку несколько десятков приемных детей. Наиболее активными в опекунском движении стали педагоги местной школы. А недавно в учебном заведении был создан клуб приемных родителей.

Необычная школа

В Байтоге проживают 350 человек. Рядом находится Серафимовск – отделение бывшего леспромхоза, которое давно закрыто. Жизнь в селе как везде – работает, в основном, социальная сфера, а больше и трудоустроиться негде.

Село расположено по соседству со священной горой Байтаг («Богатая гора»), наиболее почитаемой шаманистами. С древних времен Байтаг был культовым центром эхиритского племени. Издавна на горе проводятся сакральные обряды и молебны, во время которых сюда стекаются десятки верующих. Не раз через село пролегали этнографические экспедиции.

И школа в селе удивительная. Давно подмечено – чем дальше едешь в глубинку, тем интереснее сельские школы, каждая имеет свои особенности, отличия. При скромной материальной базе они богаты другим – духовностью, традициями, бережным отношением к истории села. Первое, что бросается в глаза при входе в Байтогскую школу – мемориальная доска в память о выпускнике Иване Бахрунове, который в 2004 году погиб при выполнении воинского долга. В школе работает краеведческий музей, выпускается большая стенгазета «У подножья священной горы». А четыре года назад Байтог стал знаменит тем, что местные педагоги в массовом порядке стали брать под опеку детей-сирот.

Первые приемные малыши появились в селе десять лет назад. Директор Людмила Ханхаева рассказывает, что появление новых ребятишек вовремя решило проблему нехватки учеников в школе.

Семьи, в которых уже повзрослели собственные дети, стали задумываться над возможностью стать опекунами для маленьких сирот. Сорокалетние взрослые чувствовали – сил и здоровья еще хватит, чтобы пригреть сирот, оставленных собственными родителями.

Первопроходцами опекунского движения стала семья Юрия и Галины Карагай, которые взяли под опеку трех приемных детей. Александр и Алла Бахрушкины стали приемными родителями трем девочкам и мальчику.

А потом опекунство в Байтоге приняло массовый характер. Четыре педагога школы и технический работник в общей сложности взяли в свои семьи десятерых детей. Педагоги Ольга и Николай Хахаловы стали родителями двух девочек. Нелли Борхонова стала мамой трем детям из одной семьи и еще одного подростка. Завхоз Галина Ильина взяла под свое крыло двух приемных детей. Почти все дети в приемных бурятских семьях – русские. Ранее приемыши воспитывались в Шелеховском доме-интернате и Харатском реабилитационном центре.

– В школе обучается 20 приемных ребят, – рассказывает директор Людмила Ханхаева, – 12 из них ударники, учатся на «четыре» и «пять». Большинство наших воспитанников – талантливые, активные. Они защищают честь школы на районных олимпиадах, в спортивных состязаниях, поют, танцуют, рисуют.

В школе приемными ребятами искренне гордятся. Лена Темиркулова из семьи Карагай – активистка, победительница районной олимпиады по кроссу. Русская девочка танцует ехор, знает национальные песни, активистка и заводила во всех добрых делах. А еще она проводит экскурсии в школьном музее. Ее родная сестра Валя, которая тоже воспитывалась в приемной семье, сегодня учится на 2 курсе в техническом вузе.

Третьеклассница Лиза Могонова из приемной семьи Богомоловых – победительница школьного конкурса рисунков. Ее родная сестра Соня – тоже умница и активистка. Любознательные девочки посещают все школьные кружки.

« Я их просто люблю…»

У завуча школы, биолога Ирины Мухархановой с супругом Вячеславом подрастают два приемных сына – 14-летийй Дима и 15-летний Артем. В семье есть родная дочь Юля, а старший сын Мухархановых Андрей учится на третьем курсе университета.

Ирина Николаевна вспоминает:

– Со страшим Артемом мы поладили сразу. А Дима был сложным мальчиком, долго адаптировался, чуть что – в слезы.

Когда мы приехали в дом Мухархановых, построенный специально для приемных детей, Артем деловито мыл посуду. Подросток рассказал, что очень любит читать, в основном классику и фантастику. Чтение для парня – не тягость и не обязаловка – ни дня без строки прожить не может. В свободное от домашних дел время и за неимением новых книг Артем охотно читает новые параграфы в учебнике, физику, например.

Улыбчивый и спокойный парень обожает своих приемных родителей и не скрывает, что особое место в его жизни занимает мама Ирина. Артем прекрасно учится, он – участник всех районных олимпиад, мечтает стать хирургом. Это востребованная специальность, серьезно говорит он.

Младший во время разговора скоромно помалкивал, но об его успехах мы тоже были наслышаны. Дима Тай-Ваш-шу – признанный школьный художник, один из авторов учебной стенгазеты. Его рисунки на национальные темы, знание этнографии (а как иначе точно нарисуешь костюмы предков, населявших эхиритские просторы?) удивляют и восхищают взрослых.

Но в первые годы пребывания в новой семье было все непросто. Веселая и улыбчивая Юля вспоминает, как поначалу отчаянно ревновала маму к «новичкам». Но потом подружилась с приемными братьями. Старший Андрей с приемышами поладил не в пример скорее. Артем и Дима искренне любят старшенького, скучают по нему и всякий раз ждут на выходные, часто звонят ему в Иркутск.

– Что было самое трудное для вас? – спрашиваем Ирину Николаевну.

– Дети были не приучены к самому элементарному, – вспоминает педагог. – Я и не знала, что так бывает – ребенок не умеет ухаживать за собой, застилать постель, заваривать чай, чистить картошку, не говоря уж об остальном. Артем признался – он не знал, сколько ложек сахара класть в чай. Сейчас, конечно, смешно вспоминать – руки не умел мыть. У нас деревенские условия, водопроводного крана нет. Он руки намылит и стоит, ждет, когда вода сама побежит. О том, что посуду мыть надо за собой, ребята даже не догадывались.

Парней пришлось долго и терпеливо всему учить. Скольких душевных сил ей это стоило, Ирина Николаевна никому не расскажет. Мудрая и спокойная, она доброжелательно объясняла новым членам семьи, из чего складывается семейный бюджет и почему важно экономить деньги, откуда берутся в холодильнике продукты и зачем необходима гигиена.

Постепенно дети освоились. Самой любимой живностью для них стала собака Казбек, таскали ее на руках, только что не спали вместе с псом. Казбек тоже признал новых хозяев и мужественно терпел ребячьи ласки. Парни привыкли и к домашнему деревенскому труду. Лучших помощников Вячеславу Мухарханову не сыскать. Он научил Артема водить технику – автомобиль, трактор, мотоцикл. Артем стал прекрасно готовить. Именно ему мама доверяет самую ответственную работу, и проверять за ним ничего не надо – парень надежный.

– С Темой мы частенько беседуем по душам. Он ласковый, умный. Говорит, что хотел бы родную маму увидеть. Она в Усть-Уде где-то. В Заларях у мальчика есть бабушка и дедушка. Воспоминания от детства размытые, но маму он помнит.

– А если бы предложил поехать?

– Мы открыты и не скрываем, что Тема – приемный. Я бы поехала с ним, но нет уверенности, что он нужен своим биологическим родителям. Ведь ни открытки ко дню рождения, ни одного звонка. Я не понимаю такого, правда. Читаю личное дело, где черным по белому написано, что такая-то в трезвом уме и здравой памяти добровольно отказывается от ребенка и глазам не верю…

 В доме Ирины мальчики впервые по-семейному отметили Новый год. Все было новым – таинственно мерцающая елка с подарками под ней, щедро накрытые столы, взрывы петард. Они наперебой рассказывали, как отмечали Новый год в детдоме. Выходило, что самым ярким воспоминанием была поездка на каток.

Артему 4 октября справили 15-й день рождения. Несмотря на вечную деревенскую занятость, уборку урожая, нашли время для праздничного стола, добрых напутственных слов. Хорошие были минуты.

Дима маму не помнит. С ним и сейчас нелегко – мальчик вошел в подростковый возраст. А что это такое, всякий родитель знает. Главное, говорит Ирина Николаевна – терпение и еще раз терпение.

– Я Диме всегда говорю – в жизни может быт любая ситуация. Вместе мы обязательно разберемся, справимся…

Своих детей Ирина Николаевна понимает как никто другой.

– У меня мама умерла, когда мне было четыре года. Я выросла в школьном интернате и знаю, что такое детское одиночество. Иногда, бывает, заругаюсь на мальчишек за что-нибудь и тут же спохватываюсь – а стоило ли?

Когда ее спрашивают, уверена ли она, что приемные дети станут ей опорой в жизни, Ирина спокойно отвечает:

– Не знаю. Я их просто люблю.

Клуб приемных родителей

Новых детей в деревенской школе ровесники приняли вполне доброжелательно. Ни обид, ни драк в школе не случалось. Напротив, приемные, поначалу осмотревшись, и сами стали разлагать дисциплину, дерзили на уроках. Пришлось всему педагогическому коллективу воспитывать в них усидчивость и вежливость.

Сережа Хамнуев, еще один талантливый художник, слыл «трудным». Агрессивный был, говорят педагоги, никаких авторитетов не признавал.

– Мы поставили перед ним цель. Говорили: «Сережа, 11-й класс пролетит незаметно, надо думать о дальнейшей учебе. Тебя ждет университет, прекрасное будущее». И парень успокоился, – вспоминает директор Людмила Ханхаева.

Этой осенью в школе был создан клуб приемных родителей. Педагоги и односельчане встречаются, обсуждают проблемы, делятся опытом и советами. Приемным родителям активно помогает психолог Лариса Богомолова, которая, закончив Байтогскую школу, выучилась в госуниверситете и вернулась на малую Родину.

Как бы ни приходилось трудно, никто из приемных родителей никогда не высказывал сожаления по поводу своего решения об опекунстве. Дети хоть и непростые, но уже родные, говорят мамы.

Супруги Карагай и Бахрушкины после того, как выросли их старшие приемные дети, взяли еще малышей. Приемная дочь Бахрушкиных Катя училась в Ангарском медколледже, родила малыша. Бахрушкины забрали к себе внука и не нарадуются на него, а Катя продолжает учебу. Что было бы с малышом и Катей, если бы не их поддержка?

Многие жители Байтога хотят еще взять детей под опеку. А это значит, что сирот в России станет меньше.