Александр Воробьев: Многие граждане не догадываются, что являются должниками

1 ноября в стране отмечается День судебного пристава. Принимать сегодня поздравления с профессиональным праздником будут 1799 сотрудников службы судебных приставов Приангарья. О перспективах и проблемах их работы в интервью «Областной» рассказал руководитель службы, государственный советник юстиции первого класса Александр Воробьев.

– Александр Викторович, сколько лет вашему ведомству?

– Если заглянуть вглубь истории, то службе судебных приставов в этом году исполняется 148 лет. При царе тоже были судебные приставы, при советской власти судебные исполнители состояли при судах. В 1997 году в России приняли федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», восстановив таким образом нашу службу. С 1998-го мы работали в составе Министерства юстиции, а с 2005-го стали отдельной структурой – Федеральной службой судебных приставов.

– Что входит в вашу компетенцию?

– Основных задач у службы две. Это обеспечение установленного порядка деятельности судов и принудительное исполнение судебных решений, актов других органов. Судебных приставов, которые решают первую задачу, в нашем регионе 478 человек. Большинство граждан знакомы с работой приставов-исполнителей – их в нашей структуре 497 человек – именно они стучатся в двери граждан и просят вернуть долги.

– И много в Иркутской области тех, к кому они могут постучаться в дверь?

– Примерно каждый третий. На текущий момент у нас в работе 1,2 млн исполнительных производств. 1 млн из них приходится на физических лиц, 200 тыс. – на различные организации. Однако в отношении одного должника может быть несколько исполнительных документов. В среднем каждый четвертый случай – это штрафы ГИБДД. Потом идут должники по несвоевременной уплате имущественного, земельного или транспортного налогов. 

– А как же выплата алиментов?

– Сегодня на исполнении ведомства находится 33 тыс. документов по выплате алиментов. Из них примерно 45% платят их добровольно.

Жизненные ситуации бывают самые разные. Кстати, многие граждане даже не догадываются, что являются должниками. Хотя каждый может обратиться в отдел судебных приставов по своему месту жительства и легко внести в этот вопрос ясность. Кроме того, на нашем сайте www.r38.fssprus.ru есть «Банк данных исполнительных производств»: достаточно ввести имя и фамилию, либо название организации. В этом году на нашем сайте уже почти 183 тыс. человек узнали о своей задолженности.

– Есть ли срок давности по долгам службы судебных приставов?

– У нас нет срока давности. Единственное исключение – срок давности исполнения штрафов специально уполномоченных органов – два года. Но двух лет достаточно, чтобы их взыскать. Мы не прекращаем исполнительные производства за истечением срока давности. Мы либо взыскиваем долг, либо устанавливаем факт, что взыскать его невозможно, в случае если человек умер или находится в розыске. 

– С какой категорией должников сложнее всего работать?

– Трудности возникают, как правило, в психологическом плане. К примеру, родители разошлись, а ребенка поделить не могут. Суд выносит решение: «С папой ребенок может общаться вторую и третью субботу месяца. Все остальное время с мамой. Летом в июне – с мамой, в июле – с бабушкой». А ребенок говорит: «Я хочу быть и с мамой, и с папой». Вот эта ситуация действительно тяжелая, но мы обязаны контролировать тот порядок общения, который определил суд.

Всегда сложно решать вопросы выселения. Например, суд принимает решение о выселении из помещения без предоставления другого.

Трудно исполняется все, что связано со сносами зданий, когда должники сами не хотят сносить незаконно построенное. Приходится составлять сметы, запрашивать деньги, проводить конкурсы по отбору организаций, которые могут быть задействованы в этом процессе. 

– Какой квалификацией должен обладать человек, чтобы работать в вашей службе?

– У нас работают юристы и экономисты. Костяк службы – те отделы, где практически не меняется состав кадров, это Тулун, Саянск, Слюдянка, Жигалово, Оса, Новонукутск, Залари. А вот в крупных городах – Иркутске, Братске и Ангарске – текучесть кадров достаточно высокая. Сказывается большая психологическая нагрузка, а также тот факт, что наши специалисты очень востребованы. После 1,5–2 лет работы в службе они идут работать помощниками судей, в прокуратуру или Следственный комитет. Сотрудники отделов по взысканию кредиторской задолженности абсолютно всех банков – наши бывшие сослуживцы. Сегодня профессией судебного пристава активно интересуются студенты, и мы берем на практику будущих юристов.

– В последнее время в Государственной думе рассматриваются законодательные инициативы, направленные на повышение эффективности работы судебных приставов. Одна из них предполагает разрешить должникам самостоятельно или под контролем приставов продавать малоценное имущество.

– Судебный пристав-исполнитель вправе самостоятельно оценить имущество ориентировочной стоимостью до 30 тыс. рублей. В начале 2000-х люди продавали микроволновки, чайники, холодильники, телевизоры. Сейчас каждый может в магазине купить эту технику по приемлемой для себя цене. Но все равно это имущество находит своего покупателя. Так что если оно будет продаваться должниками самостоятельно или под нашим контролем, это только облегчит нам задачу.

– Еще одна активно обсуждаемая тема – лишение должников водительских прав.

– Да, тема обсуждается давно, и связано это с тем, что у нас на исполнении очень много штрафов ГИБДД. Часто документы поступают в отношении одних и тех же должников, доходит до 20–30 штрафов в год на одного водителя. Человек постоянно нарушает правила дорожного движения, и почему бы в таком случае его не лишить прав?

– Сейчас появилась такая категория должников, которые стали вашими клиентами, что называется, по доброте душевной, выступили поручителями в банке. По нынешнему законодательству поручитель несет такую же ответственность, как заемщик, и нередко становится должником. Что ему делать в этой ситуации?

– Выплачивать долг и готовить документы в суд. У него есть право оспорить судебное решение. Можно попросить суд предоставить ему отсрочку или рассрочку исполнения, исходя из финансовой ситуации. Перед тем, как обратиться в суд, банк проверяет, каково материальное состояние кредитора. И в случае негативного прогноза по возврату долга исполнительные документы предъявляются в отношении солидарных должников – поручителей. Они, в свою очередь, в соответствии с Гражданским кодексом, имеют право взыскать деньги с реального должника.

– Каковы наиболее эффективные способы возврата долгов?

– Взыскания на заработную плату и иные виды доходов. Их размер может доходить до 50% всех доходов. Если речь идет об алиментах, то и до 70%. Размер удержания судебный пристав может устанавливать самостоятельно, исходя из финансовой ситуации должника. Довольно часто мы идем на снижение размера выплат. Однако изменить сроки уплаты и разбить сумму по месяцам может только суд.

– Совместно с какими структурами вы работаете?

– Для оперативной работы нам необходимо обладать информацией о должнике, его имущественном положении, банковских счетах, автомобилях и прочем. Ее мы получаем из ГИБДД, банков, Росреестра, миграционной службы и других. Сейчас мы налаживаем с ними электронный документооборот. Когда система заработает в полную силу, нагрузка на судебного пристава уменьшится, а эффективность работы станет выше. Мы стремимся создать все условия для того, чтобы должники оплачивали задолженности самостоятельно.

– Что вы хотели бы пожелать сотрудникам в День судебного пристава?

– В отделах судебных приставов, в аппарате Управления работают сегодня настоящие профессионалы своего дела – сплоченный коллектив единомышленников. Каждый наш сотрудник вносит вклад в общую работу, каждого отличает компетентность, высокие деловые качества, личная порядочность. В наш профессиональный праздник хочу пожелать коллегам выдержки и терпения, стойкости и уверенности в завтрашнем дне. Все вместе мы делаем благородное дело – исполняем решение суда.