Вузы Приангарья подводят итоги приемной кампании – 2013

Как прошла приемная кампания в вузах области, почему поднялись цены на обучение и как остановить отток абитуриентов? Ответы на эти вопросы искали участники круглого стола, который прошел в редакции газеты «Областная».

ИГУ представлял ректор Александр Аргучинцев, ВСГАО – ректор Николай Перязев, ИГЛУ – проректор по учебно-методической работе Елена Апанович, БГУЭП – проректор по учебной работе и международной деятельности БГУЭП Татьяна Озерникова. В разговоре также приняли участие начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Иркутской области Марина Крамаренко, ответственный секретарь приемной комиссии Иркутского областного колледжа экономики, сервиса и туризма Наталья Басалаева.

Популярные направления

ОГ:

– Как выпускники школ Приангарья сдали в этом году ЕГЭ?

Марина Крамаренко:

– У нас было зарегистрировано 15,6 тыс. участников ЕГЭ. Из них 13,7 тыс. – это выпускники школ текущего года, остальные – выпускники прошлых лет.

Традиционно среди предметов по выбору лидировало обществознание – его сдавали 64,2% человек. Это объясняется выбором будущей профессии, ведь обществознание требуется во многих вузах на разных направлениях. На втором месте стабильно уже не первый год идет физика, ее выбрали 28,2% выпускников. И 21% человек сдавали историю.  

По предварительным итогам у нас было 116 стобалльников. Это резкий скачок по сравнению с прежними годами. 41 человек получил сто баллов по химии, 34 – по русскому языку, 18 – по информатике, 10 – по физике, 5 – по математике, 4 – по географии, 1 – по литературе. Однако из-за того, что на территории России были зафиксированы многочисленные нарушения при сдаче ЕГЭ, работы наших отличников перепроверялись. И в результате стобалльников осталось 103. Возникает вопрос: почему так вышло? Никто не скрывает, что есть человеческий фактор. Если существуют хоть малейшие сомнения при проверке работ, то оценка всегда трактуется в пользу ребенка. Но работа стобалльника должна быть идеальной. Я думаю, что для нас это снижение баллов станет уроком. Мы планируем провести дополнительное обучение для экспертов.

В этом году 91,7% выпускников перешагнули минимальный порог баллов по математике. В прошлом году таких было 94,7%. По русскому языку результаты стабильны – 97% человек справились с работой. Без аттестатов в этом году остаются 762 выпускника. В 2012-м таких было 868 человек.

ОГ:

– Изменились ли в этом году правила приема абитуриентов в вузы?

Татьяна Озерникова:

– Порядок приема в этом году остался прежним, но появились некоторые особенности. Так, вузы подключились к федеральной информационной системе по приему абитуриентов. Это необходимо, чтобы вузы не нарушали сроки приема документов. Мы приобрели соответствующее программное обеспечение и техническое оснащение. По защищенному каналу все данные о наших абитуриентах передавались в эту федеральную информационную систему. Таким образом, государство стало контролировать нас жестче. Также усилились требования к сайтам вузов, которые должны максимально подробно освещать ход приемной кампании, вплоть до поименных перечней всех абитуриентов.

ОГ:

– Появились ли новшества в самих вузах?

Александр Аргучинцев:

– В ИГУ в этом году в здании научной библиотеки работала единая приемная комиссия. Абитуриент мог подать здесь заявление на любой факультет и любое направление. У нас дежурил микроавтобус, на котором выпускников школ возили по факультетам, показывали материальную и учебную базу. Кроме того, мы организовали консультации по скайпу с профильными факультетами. Впервые университет вел он-лайн прием заявлений, этой услугой воспользовались около 10% абитуриентов. В целом, эти меры привели нас к серьезным результатам. В ИГУ было подано 15,6 тыс. заявлений на 1,1 тыс. бюджетных мест, при этом 2 тыс. абитуриентов подали сразу оригиналы документов, это почти в два раза больше прошлого года.

Николай Перязев:

– Во ВСГАО было подано 4,4 тыс. заявлений на 1 тыс. бюджетных мест. Как мы можем оценить качество подготовки абитуриентов? Наиболее существенный показатель – средний балл ЕГЭ. В этом году на очной форме обучения он возрос на пять единиц. В 2012-м был 51,9 балла, в этом стал 57,3 балла. 

Татьяна Озерникова:

– БГУЭП принял более 8 тыс. заявлений на бакалавриат и специалитет. В прошлом году было 6 тыс. заявлений. Конкурс в этом году составил в среднем 19 человек на место. В прошлом было 17 человек.

ОГ:

– Какие направления подготовки популярны в этом году?

Николай Перязев:

– Особым спросом пользовались направления «прикладная информатика», «фундаментальная информатика», а также педагогическое образование по профилям «иностранный язык», «математика», «начальное образование», «история», «русский язык» и «литература».

Александр Аргучинцев:

– У нас впервые был серьезный конкурс по химии. Не знаю, чем это объясняется. На одно место претендовали пять человек. Сейчас на химический факультет идет активный коммерческий набор, что тоже не характерно для прошлых лет. Хороший конкурс был и на новое направление «информационная безопасность».

Татьяна Озерникова: 

– Стабилен высокий спрос на экономический профиль, на котором девять разных направлений. Последние несколько лет по ним сокращают бюджетные места. На одно место претендуют 15 человек. По направлению «юриспруденция» – 23 человека на место. Очень популярны направления «торговое дело», «управление персоналом», «таможенное дело», «государственное муниципальное управление». Мы в этом году ввели две новые специальности. Первая – «экономическая безопасность» – на нее не получили бюджетных мест, но у нас уже заключено 156 договоров. Еще одна специальность – «правовое обеспечение национальной безопасности», там бюджетных мест немного, но уже заключено 94 договора на коммерческой основе. И проходной балл очень возрос по всем популярным направлениям.

ОГ:

– Как прошла приемная кампания в так называемых неэффективных вузах?

Елена Апанович:

– ИГЛУ находится в процессе реорганизации. Информационное поле вокруг вуза заставило нас сделать рекламу более насыщенной. Приемная кампания прошла стабильно и в целом положительно. Все показатели остались на уровне прошлого года. Нам было выделено 301 бюджетное место, включая магистратуру. Это на 14 мест меньше 2012 года. Мы приняли 1,2 тыс. заявлений – на 102 больше, чем в прошлом году. Популярными направлениями стали «туризм», «конфликтология», «информационная безопасность».

ОГ:

– Почему все больше студентов, выбирая вуз, подают оригиналы, а не копии документов? Значит ли это, что выпускники школ предпочитают вузы Иркутской области, нежели западной и центральной России?

Татьяна Озерникова:

– Такое явление у нас только первый год, и пока рано говорить о тенденции.

Николай Перязев:

– ЕГЭ сдали 15,6 тыс. человек, а все государственные вузы области в этом году получили только 5,1 тыс. бюджетных мест. Получается, на бюджетное отделение может поступить лишь каждый третий выпускник. Остальные две трети идут на коммерческую основу или уезжают в другие регионы.

Плата за обучение повысилась

ОГ:

– Как прошла приемная кампания в учреждениях среднего профессионального образования?

Наталья Басалаева:

– В этом году с учетом филиала в Ангарске наш колледж экономики, сервиса и туризма получил 525 бюджетных мест. В основном мы ориентированы на выпускников девятых классов. На базе 11-х набираем всего две группы – это парикмахеры и контролеры банка. Среди абитуриентов спросом пользуются специальности «право и организация социального обеспечения» и «туризм». В Иркутске на 325 бюджетных мест заявления подали более 400 человек.

Татьяна Озерникова:

– У БГУЭПа есть два колледжа, которые раньше получали 700–800 бюджетных мест ежегодно. Нынче нам дали в два раза меньше. На следующий год вовсе обещают не выделять бюджетные места на среднее профессиональное образование. Но оно очень востребовано среди абитуриентов, особенно у выпускников девятых классов. Так что если не будет бюджета, мы планируем набирать студентов на коммерческой основе.

Николай Перязев:

– Самое интересное, что на среднее профессиональное образование идут не самые худшие выпускники, как можно подумать. Просто они по каким-то причинам не смогли поступить в вуз.  

Марина Крамаренко:

– Здесь играет важную роль социально-экономический фактор. Не все семьи могут позволить своим детям, не прошедшим на бюджет, высшее образование на платной основе. Это чаще всего дети из неполных или малообеспеченных семей.

ОГ:

– Изменилась ли плата за обучение на коммерческой основе?

Александр Аргучинцев:

– Федеральным нормативным документом установлены минимальные цены за обучение. Они разнятся по разным направлениям подготовки. По гуманитарным минимум составляет 63 тыс. рублей, по техническим – более 100 тыс. Считается, что подготовка специалистов в области естественных и технических наук обходится дороже из-за того, что используется оборудование, лаборатории.

Если вуз принимает хотя бы одного бюджетного студента, то он не имеет права устанавливать плату на коммерческое обучение ниже федеральных норм. Это немного странная ситуация, поскольку цены одинаково установлены для всех регионов, кроме Москвы. Социальная обстановка во всех субъектах страны абсолютно разная. Это правило не распространяется на коммерческие вузы. Они этим активно пользуются и конкурируют на рынке образовательных услуг, значительно занижая стоимость.

У нас было несколько направлений по заниженной цене, например, «психология». Но нам пришлось поднять ее с 40 до 66 тыс. рублей.

Выше минимальной стоят отдельные программы в нашем вузе. Например, на Сибирско-американском факультете стоимость обучения на первых двух курсах составляет 150–160 тыс. рублей в год, поскольку там имеется специальная программа выдачи двойных дипломов, преподавание ведется на английском языке. У меня самого сын там учится на платной основе. Дальнейшая оплата зависит от результатов сдачи теста на знание английского языка и желания обучаться только по российской программе или еще по международной.

Татьяна Озерникова:

– У нас стоимость обучения по направлениям бакалавриата составляет 63 тыс. рублей. Самые дорогие специальности – технические: «лесное дело» и «землеустройство и кадастр» (68 тыс. рублей).

ОГ:

– Сможет ли оплатить обучение студента среднестатистическая семья Приангарья?

Александр Аргучинцев:

– Я знаю, что ряд вузов планирует перейти на помесячную оплату, это 5–6 тыс. рублей в месяц. В принципе для средней семьи это не такая уже высокая плата. Мы проводили анализ по другим регионам. Так, в Красноярске еще до введения этой федеральной нормы плата за обучение была гораздо выше.

Николай Перязев:

– Надо радоваться, что обучение подорожало. Значит, качество образования станет лучше. Во ВСГАО дневное обучение стоит в среднем 86 тыс. рублей, заочное – 34,4 тыс. Но это цены прошлого года, и они не изменились. Из чего мы исходили? 86 тыс. – это экономически просчитанная сумма, по которой нам выгодно обучать студентов.

ОГ:

– Как новые цены отразились на коммерческом наборе?

Николай Перязев:

– В этом году мы перешли полностью на платное обучение по заочной форме, и заявлений стало в 1,5 раза больше.

Александр Аргучинцев:

– У нас уже более 50 студентов заключили договоры по направлению «государственное и муниципальное управление». Идет активное зачисление на коммерческой основе в Юридическом институте. В целом по университету коммерческий набор составляет половину от общего.

Татьяна Озерникова:

– Коммерческий набор в БГУЭП составляет больше половины уже давно, потому что государство целенаправленно сокращает количество бюджетных мест экономистам и юристам. Это определенная защита от демпинга и дешевого некачественного образования.

Как прекратить отток абитуриентов?

ОГ:

– Что нужно сделать, чтобы наши абитуриенты не уезжали в Москву и другие регионы?

Александр Аргучинцев:

– Совсем скоро на образовательный рынок выйдут зарубежные вузы и будут играть с нами на равных. Надо быть и к этому готовым. Необходимо повышать качество обучения, проводить эффективную рекламную кампанию. Но самое главное – абитуриент должен видеть перспективу трудоустройства. Поэтому говорить, что все зависит от вузов, не совсем верно.

Татьяна Озерникова:  

– Среди наших абитуриентов – больше половины из Иркутской области. Остальные из Бурятии, Забайкальского края и Тувы. Отток идет с востока на запад. Чтобы остановить его, нужны рабочие места с хорошими зарплатами и перспективами.

Елена Апанович:

– Необходим координирующий центр в регионе, который бы объединил деятельность всех вузов, поддерживал направления подготовки.

Наталья Басалаева:

– Необходимо повышать престиж профессий. Например, у нас в колледже есть такая профессия – закройщик. Она не популярна сегодня. Нам работодатели звонят, говорят, что им нужны закройщики, то есть трудоустройство гарантированно. А мы со всего региона не можем набрать группу в 25 человек.