12.07.2013 07:00
Рубрики
Общество
Теги
12.07.2013 07:00

Почему не снижаются цены на бензин?

Для жителей Приангарья по-прежнему острой и болезненной остается тема роста цен на бензин. Положительной динамики, с точки зрения потребителя, на этом сегменте рынка не наблюдается.

Как говорится, «нефть и демократия не смешиваются». В территориальный орган Федеральной антимонопольной службы продолжают поступать претензии и звонки земляков, озабоченных тайной ценообразования на ГСМ в нашем регионе. Недавно один из них – рабочий из Усолья-Сибирского Владимир Тебякин – написал даже лично президенту РФ Владимиру Путину. Письмо усольчанина заслуживает того, чтобы привести его полностью:

«Здравствуйте, пишу я вам с Иркутской области город Усолье-Сибирское, хотел бы у вас спросить. Вы когда-нибудь заезжали на заправки страны? Вы, вообще, в курсе, что Россия добывает и производит нефтепродукты? У нас в регионе литр 92-го бензина стоит 30 рублей. Тут же в США, которые, если вы не знаете, покупает у нас нефть, бензин стоит 19 рублей за литр. У нас в регионе имеется свой перерабатывающий завод РОСНЕФТЬ, который и производит бензин, откуда же такие цены? Почему вы как президент российской Федерации закрываете на это глаза? Ответьте мне, почему в стране, которая добывает и перерабатывает нефть, цены на бензин САМЫЕ БОЛЬШИЕ ВО ВСЕМ МИРЕ? И можно ли что-нибудь сделать?»

Вот так – коротко и по существу требует ответа Владимир Тебякин из сибирской глубинки.

По распоряжению управления президента по работе с обращениями граждан и организаций ответ нашему земляку дает заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. Чиновник подкрепляет свои доводы официальными цифрами. Цены на ГСМ, по его утверждению, формируются под влиянием множества объективных факторов на основе рыночного механизма конкуренции, их государственное регулирование не предусмотрено. На стоимости бензина сказываются колебания мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы. «Большое влияние оказывают налоги, – пишет заместитель руководителя ФАС, – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%». Далее приводятся яркие цифровые иллюстрации: «Рост цен в 2011–2012 гг. мог быть меньшим, но в указанный период времени кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, 4 или 5, акцизы в 2012 году, по сравнению с 2010 годом, выросли в 2,81 раза, на автобензин 3 класса – в 1,97 раза, на автобензин класса 4 – в 1,71 раза, класса 5 – 1,29 раза; на дизельное топливо, не соответствующее классу 3, 4 или 5, а также на дизельное топливо 3 класса акцизы в 2012 году, по сравнению с 2010 годом, выросли в 3,62 раза, на дизельное топливо 4 класса – в 2,99 раза, класса 5 – в 2,49 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а больший рост имел место по дизельному топливу». Рост акцизов продолжается и в нынешнем году. В пояснениях приводятся следующие выкладки: «…с 01.01.2013 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов, за исключением 5 класса, акцизы в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, выросли в 1,24 раза, на дизельное топливо всех классов, за исключением 5 класса, акцизы в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, выросли в 1,37 раза, на дизельное топливо класса 5 акцизы выросли в 1,46 раза».

Анатолий Голомолзин приводит также статистику других стран. Цифры свидетельствуют, что истории о дешевизне бензина, скажем, в США, не более чем мифология. По данным госдепартамента энергетики США, цена одного литра бензина Premium (аналог Аи-95) в США, на 13.05.2013 годав среднем составила 0,96 доллара (30,11 рубля), дизельного топлива – 1,04 доллара (32,62 рубля). Департамент энергетики Евросоюза дает более внушительные данные. На 13.05.2013 года бензин Premium в странах Евросоюза в среднем стоил 1,54 евро (62,72 рубля), дизельное топливо – 1,34 евро (54,57 рубля). При этом госчиновник предлагает сравнить тяжесть налогового бремени в отрасли. В США она составляет 13%, в Евросоюзе – средний показатель 48%, в то время как в России, напомним, налоговая нагрузка на «нефтянку» (НДПИ, налог на прибыль, НДС, акцизы) выливается в 60%.

Федеральная антимонопольная служба в данной ситуации делает многое для стабилизации нефтяного внутреннего рынка. Заместитель руководителя ФАС оперирует конкретными фактами. С 2008 по 2012 год в стране было рассмотрено более 450 дел по нарушениям антимонопольного законодательства в данном сегменте экономики. Прошли «три волны» пресечения злоупотреблений со стороны крупнейших вертикально-интегрированных компаний – ОАО «НК Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть». Нарушители заплатили в бюджет гигантские штрафы, общая сумма которых составила около 20,7 млрд рублей.

В регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. Состояние региональных рынков ГСМ является объектом постоянного мониторинга со стороны специалистов ФАС. В случае признаков согласованных действий, установления монопольно высоких цен или прочих злонамеренных действий хозсубъектов, возбуждаются дела, выносятся решения и выдаются предписания о прекращении противозаконного поведения. По данным Иркутского регионального управления, в течение 2012 года и по настоящий момент нарушений конкурентного права на топливном рынке Приангарья зафиксировано не было. Цены на бензин демонстрируют динамику роста, наиболее ощутимый ценовой скачок наблюдался в марте 2013 года, когда Аи-92 подорожал в среднем на 90 копеек, дизельное топливо – на один рубль.