05.07.2013 07:15
Рубрики
Мнение
05.07.2013 07:15

Иркутск уникален своим деревянным наследием

Архитектурное наследие Иркутска уникально для России, а сам город можно смело назвать столицей деревянного зодчества Сибири – считает начальник отдела социокультурного развития регионов Российского института культурологии, специалист в сфере деревянного зодчества Ольга Севан. Она была приглашена в качестве эксперта на международный градостроительный воркшоп «Определение концепции сохранения деревянного наследия Иркутска».

Семинар проходил в рамках программы летней проектной мастерской, которая работает на платформе «Градостроительной школы», организованной администрацией Иркутска, Агентством развития памятников Иркутска при поддержке НИ ИрГТУ. Своим мнением о работе по сохранению памятников деревянного зодчества в Иркутске Ольга Севан поделилась с газетой «Областная».

– Ольга Георгиевна, чем интересен для вас этот семинар?

– Основной задачей проекта является историко-культурный и архитектурный анализ деревянного наследия Иркутска, разработка проектных решений по реконструкции кварталов исторического центра, изучение российского и международного опыта сохранения архитектурного наследия, а также практическая работа по восстановлению памятников и жилого фонда. Этот семинар интересен тем, что в него вовлечены, в основном, молодые люди – студенты-архитекторы, искусствоведы, работники администрации, бизнесмены и эксперты. Важно, что это движение идет снизу, и власти города, как мне думается, понимают, что его нужно поддержать и финансово, и морально. Крайне необходимо иметь программу развития деревянного зодчества Иркутска, без нее нереально что-то сделать в данном направлении.

– Ваши впечатления от Иркутска?

– Иркутск уникален именно своим деревянным наследием. Та деревянная застройка, которая здесь есть, превосходит по численности все российские крупные города, я уже не говорю о малых. Более 700 памятников деревянного зодчества! Аналогов вашему городу, я думаю, нет в мире.

Причем в Иркутске интереснейшая типология застройки, я уже не говорю о декоративных элементах, разнообразии наличников. У вас замечательные жилые, с очень комфортным пространством по отношению к человеку, улицы. А какие у вас потрясающие городские усадьбы… Видна связь с русским севером в некоторых деталях, конструкциях, типах домов. Есть интересные этнические элементы.

– То есть деревянное зодчество – это тот магнит, который притягивает к Иркутску?

– Одним из важнейших условий развития территорий сегодня является туризм. За счет этого экономического показателя процветают целые страны. Мы никак не можем уяснить, что туристы, особенно иностранные, не будут приезжать и смотреть на типовую застройку. У них достаточно своих Хилтонов, поэтому они предпочтут деревянный уютный дом с его особенным окружением. Конечно, можно построить такой отель в историческом центре, но если в вашем городе не сохранятся тихие зеленые улицы, уникальные деревянные дома, особенная среда, то показывать туристам будет нечего. Ведь деревянное зодчество – это составляющая нашей национальной идентичности.

– Недавно в Иркутске был реализован грандиозный проект регенерации 130-го квартала. Как вы оцениваете этот опыт?

– 130-й квартал – это интересный пример того, как можно работать с деревянной застройкой. Опыт его реконструкции стал в последние годы примером решения одной из самых непростых государственных проблем, и при всех недостатках реализованного проекта это, несомненно, великолепный образец успешного подхода к формированию городского деревянного квартала. Жаль, что пешеходная улица была перекрыта огромным торговым центром, от этого общественное пространство потеряло то значение, что было заложено в проекте архитекторов Григорьевой и Мееровича.

Я не сторонник того, чтобы деревянную застройку повсеместно насыщали бизнес-функцией. Каждая улица и дом, как пациент на приеме у врача, требует индивидуального подхода. Поэтому нужно уходить от типовых решений. Открытые пространства, рестораны, общественная жизнь – все это важно, но есть люди, которые просто живут в старых деревянных домах, и если мы уберем их, то потерям город.

Очевидно, что для решения инфраструктурных проблем исторической части должны быть созданы совместные проекты областной власти и города, экспертов, бизнеса, различных организаций и населения. Прежде всего, нужно создать междисциплинарный совет при губернаторе и мэре города, куда войдут эксперты разных профессий. Они должны быть «глазами и ушами» городской жизни, совместно ставить вопросы и совместно их решать. Основная и острейшая проблема многих деревянных городов – это проведение канализации и водопровода. Для ее решения нужно привлекать различные фонды и партнерства, такой опыт в других городах есть. Поэтому срочно требуется разработка программы развития деревянного зодчества Иркутска.

Конечно, нужно работать с населением, необходим масштабный пиар деревянного зодчества Иркутска. Его цель – поменять понимание жителей, особенно молодых людей, о том, какой ценностью обладает историческая застройка.

– В чем ценность дерева как строительного материала?

– Он экологически чистый, воспроизводимый, имеет и культурный, и символический смысл. Современная его ассоциация связана с восприятием модели ДНК. С ним связана вся наша российская культура. Кстати, у вас есть очень интересный архитектурно-этнографический музей «Тальцы». В России музеев перевозимого типа всего около 30, а в Швеции – 1162. Подумайте, какое отношение жителей и власти к своему наследию! В Норвегии центр исторического Бергена XVIII века взят под охрану ЮНЕСКО, люди на соседних улицах живут в деревянных домах и успешно сдают их туристам.

– Как обстоят дела с наследием деревянного зодчества в других городах России?

– Деревянных городов в России много, и все они по-разному сохраняются. Мы знаем пример Томска, где более 20 лет назад была создана дирекция исторического центра, и сейчас там уже видны позитивные изменения.

В Вологде, которую я очень люблю, сложная ситуация. С одной стороны, там сформировано большое общественное движение, поддержанное властью: фестивали, лекции, мастер-классы, выставки. Но при этом город за последние годы потерял около 300 деревянных домов. Их просто сносят, строят новые из кирпича и обшивают деревом. По сути, это муляжи, которые не имеют никакого отношения к деревянной архитектуре.

– Что можно сделать для того, чтобы избежать этой ситуации в Иркутске?

– Сегодня обсуждается «Определение концепции сохранения деревянного наследия Иркутска», и это, на мой взгляд, прорыв в культурной и образовательной жизни города. Возможно, в Иркутске пора создавать институт, который бы занимался вопросами культуры в широком контексте. Может быть, здесь стоит открыть филиал Российского института культурологи. У нас есть филиалы в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Омске. Мне кажется, проблема в том, что в городе есть много разрозненных групп специалистов, которые стараются развивать город, оберегая деревянное наследие, исследуют культуру и проектируют, но единой концепции нет. Если власти города вместе со всеми заинтересованными участниками объединятся, то это будет реальный шанс для сохранения деревянного Иркутска.