Школьные библиотекари собрались на конгресс

В Иркутске состоялся первый областной конгресс школьных библиотекарей. В нем приняли участие 500 человек из 40 муниципальных образований региона.

Библиотека сейчас – не просто хранилище книг, а информационно-образовательный центр, подчеркнул на открытии конгресса министр культуры и архивов области Виталий Барышников. По этой концепции будет выстраиваться работа районных библиотек, которые должны постепенно превратиться в центры правовой и деловой информации, связанные в единую сеть. В свою очередь заместитель министра образования региона Борис Михайлов отметил, что школьный библиотекарь не просто выдает и принимает книги, это тот человек, который помогает формировать мировоззрение.

В числе главных проблем школьных библиотек участники конгресса назвали дефицит помещений, недостаточную обновляемость фондов. Многие библиотекари испытывают трудности с электронной каталогизацией. Стареют кадры, низок престиж профессии, высшее образование имеют меньше четверти библиотекарей.

Говорили на конгрессе и о тенденциях в детской литературе, в частности о том, что стали преобладать произведения реалистичные, а не фантастические, в духе «Гарри Поттера». Как же убедить молодого читателя взять книгу в руки? Опытом поделилась библиотекарь лицея № 3 Братска Алевтина Гуляй. По ее словам, ребенок теряет интерес к чтению при переходе из начальной школы в среднюю, то есть в 10–11 лет. Именно в этом возрасте у учащегося появляется масса «электронных соблазнов», с которыми он уже умеет обращаться. Алевтина Гуляй рассказала про те педагогические приемы, которые используют в лицее, чтобы привить ребенку любовь к чтению. Например, берет лицеист в библиотеке книгу и возвращает ее через некоторое время, делая вид, что прочитал. Но одноклассники, на самом деле прочитавшие, начинают задавать ему вопросы по содержанию, а он не может ответить, обман раскрывается, ребенку становится стыдно, и в следующий раз если он берет книгу, то обязательно ее прочтет. Есть в лицее и другие методы – учащиеся во время урока делают инсценировки того или иного произведения, пишут сценарии, репетируют, причем с младшими детьми занимаются дети постарше.

На конгрессе отмечалось, что школьный библиотекарь находится в очень выгодном положении. Если в муниципальной библиотеке считается хорошим показателем, когда один человек посещает ее 5–7 раз в год, то в школе библиотекарь может контактировать с читателем практически ежедневно, и этим надо активно пользоваться, чтобы помочь сформироваться личности. 

По итогам конгресса были награждены лучшие школьные библиотекари Иркутской области.