30.11.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
30.11.2012 07:15

Собой самим сотворенный пловец…

75 лет Иркутской области

Газета «Областная» продолжает цикл публикаций, посвященных 75-летию Иркутской области. В нем мы размещаем материалы о личностях, оставивших значимый след в истории Приангарья, прославивших наш край в России и мире. В декабре эксперты из числа ведущих ньюсмейкеров нашего издания и читатели определят среди героев рубрики рейтинг 10 самых значимых фигур в истории области. Наш сегодняшний материал посвящен поэту Евгению Евтушенко.

Он на весь мир прославил в своих стихах родной город Зиму, а свою самую известную поэтическую строку из поэмы «Братская ГЭС», о том, что «поэт в России больше, чем поэт» подтверждал каждым своим поступком. Его выступления собирали стадионы, и он может гордиться тем, что его стихи для поднятия настроения перед концертом читали члены группы «Beatles». В этом году поэт Евгений Евтушенко, как и Иркутская область, отметил юбилей, только 80-летний.

Его неоднократно номинировали на Нобелевскую премию в области литературы. Высокую оценку дал творчеству Евтушенко учитель Иосифа Бродского поэт Евгений Рейн: «Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумайтесь в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Исходя из этого, Иркутскую область можно назвать не просто родиной Евгения Евтушенко, но и того самого Великого поэта.

[EXP]

Он родился 18 июля 1932 года в Нижнеудинске. Однако именно в Зиме, где жили родители матери будущего поэта, Марии Евтушенко, прошли его детские годы.

– Для меня человечество началось со станции Зима, – признался Евгений Евтушенко. – Здесь я узнал чувство России. У нас тогда во время войны была большая цель, а народ без большой цели перестает быть великим. У нас много талантливых людей, но нам нужно понять, какое общество мы хотим строить? А правительству нужно дать понять людям, что они живут не ради денег, а ради чего-то более значительного. Когда я недавно был на Украине, меня попросили сформулировать в стихотворной форме, что я считаю самым главным, И я написал: «Цель человечества – Человечность. Просто порядочность, Просто сердечность».

Сейчас в «родовом гнезде» Евгения Евтушенко находится дом-музей поэзии. В каждый свой приезд он неизменно собирает здесь полные залы, ведь зиминцы гордятся своим знаменитым земляком и любят его творчество:

– Поэт часто приезжает к нам, хорошо, что в этот раз повезло с погодой, а то пять лет назад был проливной дождь, но люди все равно не расходились, слушали его под зонтиками, – комментировала приезд Евгения Евтушенко в 2008 году молодой журналист газеты «Приобская неделя» Алена Алтунина. – Я филолог по образованию и очень люблю его творчество, тем более его имя и существование музея очень важно для города. Ведь здесь проходят постоянные конкурсы, чтения и другие мероприятия. Сейчас дети вообще мало читают, а здесь во всем доме царит атмосфера любви к книге.

В тот же приезд Евгений Евтушенко прочитал зиминцам свое стихотворение «Топиловка», которое как нельзя лучше раскрывает характер поэта и рассказал историю его появления.

– События, описанные в стихотворении, происходили, когда я приехал из Москвы в Зиму в эвакуацию. Тогда я один восьми лет от роду добирался до бабушки и дедушки, – рассказал Евгений Евтушенко. – Дело в том, что в Москве я не научился плавать, и у меня был страх воды. А ребята надо мной подшучивали: «Москвичи глотают кирпичи». Не доходя до Оки, была глинистая ямка, наполненная водой, и они любили меня дразнить, дети ведь тоже бывают жестокие, и опасные это были шутки – они меня топили в ней. И я решил показать себя, начал вставать рано и учился плавать. И примерно через неделю удивил их умением плавать…

Пожалуй, ключевой в новом поэтическом произведении Евгения Евтушенко является фраза: «Я собой самим сотворенный пловец». Он пояснил, что как бы его в жизни не топили, он не сдавался и преодолевал все трудности. Начиная с самой первой, когда его, студента Литературного института, в 1957 году исключили за выступления в защиту романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Кстати, тогда он уже пять лет был самым молодым членом Союза писателей СССР, ведь печататься он начал в 16 лет. Недаром авторы книги «Он пришел в XXI век» иркутский журналист Виталий Комин и профессор, доктор филологических наук из Абакана Валерий Прищепа определяют Евгения Евтушенко лидером течения шестидесятников: «По нашим представлениям, творчество Евгения Евтушенко – непрочитанная страница истории русской литературы второй половины XX века, вобравшая в себя полувековой опыт развития художественного и общественного сознания страны».

Евгений Евтушенко однажды обмолвился, что он «незапланированный человек» в истории. Кажется, поэт никогда не ограничивал себя никакими рамками, кроме чести и совести. В разные годы он занимался публицистикой, прозой и кинематографом, в последние годы он ведет активную преподавательскую деятельность. Не так давно он построил музей народного творчества у себя на участке в Переделкино. Его основу составит коллекция русской живописи, которую он собирал многие годы. Кстати, своеобразие его характера проявляется даже в отношении к произведениям искусства.

– У меня был портрет работы Ильи Глазунова, – пояснил Евгений Евтушенко. – Я жалею, что, обидевшись на него не за себя, а за других людей, я выставил его в чулан, и картина исчезла… Моя обида – это не личные счеты, ведь когда обижают меня, я это легко прощаю. Дело в том, что когда было гонение на него, мы все его поддерживали, а потом началось гонение на художников абстракционистов, три четверти из которых даже абстракционистами не были. Но Никита Сергеич Хрущев, которому я благодарен за то, что он открыл ворота ГУЛАГа, их очень не любил.

По словам Евгения Евтушенко, и сама пресловутая выставка в манеже была грандиозной провокаций чиновников:

– Тогда как раз запретили мое стихотворение «Наследники Сталина», но Хрущеву его прочитал председатель совхоза в Абхазии. И вождь растрогался и сказал: значит, мы не до конца разоблачили культ Сталина, и отправил стихотворение спецсамолетом в газету «Правда», в печать. А партийные чины, не зная, что это распоряжение генсека, написали ему же жалобу на главного редактора. Хрущев очень разозлился: это значит, что я тоже антисоветчик?! И сказал секретарю по идеологии Ильичеву немедленно приготовить указ о закрытии цензуры как государственного института. Но Ильичев и его коллеги решили организовать что-то, что остановило бы решение Хрущева. И очень точно рассчитали – тогда как раз была традиционная выставка в Манеже, в которой правительство всегда принимало участие. Ночью в манеж свезли работы художников абстракционистов под видом того, что цензура отменяется. И когда пришел Никита Сергеевич, он сказал: что это такое, здесь какие-то неоконченные работы висят. Ему объяснили, и Хрущев разъярился, а ему сказали – вот что будет, если отменить цензуру.

Евгений Евтушенко всегда открыто называет себя идеалистом, совершенно не стыдясь своих иногда излишне романтичных представлений о жизни. Этот факт тоже не может не вызывать уважения, ведь сохранить такое представление о жизни в 80 лет можно, имея чистую душу, восторженное сердце и бесконечную любовь к людям. А еще желательно не изменять своим принципам, чего Евгений Евтушенко, кажется, не делал никогда.

– Сейчас в России происходит страшная тенденция – дети стыдятся «честной бедности отцов» и в школах начинают придумывать, что на самом деле их родители просто скромные, – считает Евгений Евтушенко. – Это страшно, когда дети ставят деньги выше совести. Не нужно ставить успех выше сердца. Ведь самая большая карьера – это когда человек делает то, что любит. Если такое случается, он становится счастливее, даже получая меньше денег, чем, занимаясь грязным делом. Ведь сколько героев афганской войны у нас стали киллерами, вовсе не по призванию, а от того, что их страна не оказала им должного уважения, затянув эту бессмысленную войну. Ни один человек не рождается убийцей. У меня по этому поводу есть стихотворение. Я редко пишу маленькие стихи, потому что мне все хочется объяснить. Видимо, это болезнь проповедников:

Обожествлять не надо даже Бога,

Он тоже человек, не царь земной.

А лжи и крови так на свете много,

Что можно вздумать – Бог всему виной.

Не сотвори из родины кумира,

Но и не рвись в ее поводыри,

Спасибо, что она тебя вскормила,

Но на коленях не благодари.

Она сама во многом виновата,

И все мы виноваты вместе с ней.

Обожествлять Россию пошловато,

Но презирать ее еще пошлей!

Людей, которые знакомятся с Евгением Евтушенко лично, обычно особенно поражает его оптимизм и энергичность, что чувствуется практически во всех его стихах. Недаром творчество советского поэта так приглянулось членам легендарной ливерпульской четверки.

– В воспоминаниях Пола Маккартни есть упоминание о том, что во время их первой поездки в континентальную Европу подружка подарила ему мою первую книжку, переведенную на английский язык, – «Станция Зима» и другие стихи», – рассказал Евгений Евтушенко. – И они настолько понравились, что читали мои стихи перед концертами для хорошего настроения. Их это взбадривало, ведь они были первый раз за границей. Я видел их выступление в Риме в 1964 году, зал ревел от восторга, а ребята просили не мешать им исполнять песни, которые их мамы, приехавшие с ними, хотели послушать. И меня тогда поразило, что одна из них в этом безумии сидела и спокойно вязала свитер для своего сына. Я даже не догадывался тогда, что был в их поездке чем-то вроде пятого битла. Но когда узнал, я написал «Балладу о пятом битле».

Кстати, еще один факт, свидетельствующий о мировой известности поэта, – американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко: «…он как американский Евтушенко»

Возможно, многим кажется, что нет событий, которые бы оставили поэта равнодушным, будто ему до всего есть дело. Однако интерес у Евгения Евтушенко отнюдь не праздного и не декларативного свойства, ведь, по его мнению, поэт всегда обязан держать руку на пульсе жизни:

– Я иногда думаю, для чего существует жизнь, для чего существует поэзия? Я знаю, как сейчас люди надрывают себя в погоне за заработком. Я не обвиняю их в этом, знаю, что людям многих профессий, да и поэтам, не хватает. Люди надрывают себя на нескольких работах. А после нее тяжелые книжки трудно читать, потому что столько тяжести в самой жизни. Люди начинают сдаваться и престают читать серьезную литературу. Не случайно у нас сейчас большей популярностью пользуются детективы, которые выветривают думанье. Очень плохо, если люди перестают читать серьезную литературу, особенно если это происходит смолоду, потому что они очень много теряют: ум и тонкость понимания жизни.

Сам Евгений Евтушенко этого понимания, кажется, не утратит никогда, оставаясь ярчайшей фигурой в отечественной истории и литературе.

В своей книге Виталий Комин и Валерий Прищепа пишут: «Рок событий, в круговороте которого оказался Евтушенко, часто был сильнее его, подминая и уничтожая недюжинные стремления понять, куда несет его и сограждан России. Сложно представить, что Евтушенко художника можно отделить от Евтушенко гражданина, ибо это два взаимопересекающихся, взаимообогащающихся, часто взаимоконкурирующих и взаиморазрушающих потока его жизнедеятельности. Нередко гражданские усилия поэта оказывались для него важнее работы над словом, и тогда он становился заложником времени, зачастую губя свою поэтическую репутацию. Бывало и наоборот: гражданские «сумерки» вызывали к жизни произведения, отражающие поистине высокую любовь к России и глубокую боль за Отечество».

[/EXP]