14.11.2012 07:15
Рубрики
Общество
Теги
#БЦБК
14.11.2012 07:15

Отходные варианты

Ученые озвучили проекты по ликвидации шламонакопителей БЦБК

Предложения по утилизации промышленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината должны пройти опытно-промышленную эксплуатацию и лабораторное моделирование процессов.

Такое мнение высказал министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук на семинаре по вопросам переработки и утилизации шлам-лигнина БЦБК.

Согласно последним данным, в шламонакопителях БЦБК находится 6,2 млн куб. м шлам-лигнина и 2,6 млн куб. м золы. Отходы находятся в непосредственной близости от озера Байкал, что чревато экологической катастрофой в случае возникновения природных катаклизмов (землетрясений, селей). В августе 2012 года правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». В рамках документа планируется ликвидировать накопленные отходы, но способ еще не выбран.

[EXP]

По поручению губернатора области Сергея Ерощенко в национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете прошел семинар, на котором были рассмотрены технологии переработки и утилизации накопленных отходов БЦБК. Эта проблема обсуждается с 1988 года. За двадцать лет было озвучено много предложений. Например, рекультивация шламонакопителей путем механического уплотнения твердыми отходами производства и зольной пульпой. Но проект так и не был реализован. Вывоз шлам-лигнина за пределы Байкальской природной территории тоже не был выбран, поскольку требует не менее 50 лет с общими затратами свыше 17 млрд рублей. Предлагалось даже сжигать отходы в плазмотронах – в специальных печах. Но эта технология не осуществлена из-за дорогостоящей сушки.

9 ноября в ИрГТУ были озвучены еще три предложения – от научной общественности и бизнеса. Так, директор ООО НГКО «Втордрев» Александр Бирюков представил свой проект по переработке накопленных отходов в экологически чистые продукты. На его предприятии разработаны и опробованы технологии по получению различных видов продукции из древесного сырья. Причем производство безотходное. Александр Бирюков предлагает перепрофилировать БЦБК в комбинат по изготовлению прессованного конструкционного бруса (с использованием нынешнего оборудования) и организовать выпуск садовых и жилых домов, гаражей, мебели и других изделий. По его словам, золу и шлам-лигнин также можно применить в качестве сырья для производства прессованного бруса путем смешивания их с измельченными древесными отходами. Бизнесмен не исключает возможности нейтрализации карт шламонакопителей за счет строительства инженерных сооружений по типу саркофага.

Профессор кафедры обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии ИрГТУ Андрей Богданов предложил технологию переработки осадка шлам-лигнина с последующим его использованием в строительстве или сельском хозяйстве. Обезвоженный лигнин можно сжечь и получить золу, которую можно применять в различных отраслях.

– Мы предлагаем использовать золу шлам-лигнина в качестве добавки для получения строительных материалов, – говорит Андрей Богданов. – Ведь в ней содержится около 70% оксида алюминия, который, по сути, может заменить цемент при изготовлении бетона, пеноблоков и других стройматериалов. Уже проведены технические испытания. По нашим расчетам, затраты на переработку осадка шламонакопителей в течение 3–4 лет составят более 300 млн рублей.

Кроме того, Андрей Богданов назвал другие отрасли, где вполне можно применить полученную золу. В частности, для очистки сточных вод, или для рекультивации почвы в сельском хозяйстве.

Заместитель директора Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин озвучил видение ученых по решению данной проблемы, которое заключается в технологии рекультивации карт с помощью перемешивания шлам-лигнина и золы, взятой из переполненного золоотстойника карты № 11 (отходы работы ТЭЦ комбината).

– Зола азейских углей использовалась нами в различных процессах рекультивации и ремедиации территорий лигнинохранилищ, – пояснил Александр Сутурин. – На Селенгинском целлюлозно-картонном комбинате в рамках проекта по утилизации отходов были проведены многолетние работы по созданию на базе смеси шлам-лигнина, золы и коры плодородных почвенных органоминеральных субстратов. На площади 90 га, покрытой полуметровым слоем органоминерального компоста, был высажен топинамбур, и территория полностью восстановилась.

Олег Кравчук после завершения семинара отметил, что все предложения достойны внимания. Обобщенные выводы по итогам совещания будут направлены в Министерство природных ресурсов РФ.

– Из сегодняшнего обсуждения мы видим, насколько неоднозначна проблема утилизации отходов БЦБК, – подчеркнул министр. – Для ее решения необходимо учитывать экономические, социальные и экологические факторы. Даже у ученых разное видение решения проблемы, поэтому вопрос требует более детальной проработки. Необходимо проводить опытно-промышленную эксплуатацию, моделирование процессов хотя бы в лабораторных условиях, потому что от выбранного решения будет зависеть многое.

В шламонакопителях БЦБК находится 6,2 млн куб. м шлам-лигнина и 2,6 млн куб. м золы.

[/EXP]