Северные проекты

Губернатор Приангарья посетил Усть-Кутский район

Перспективы лесопереработки, вопросы газификации, строительства дорог и развития транспортной инфраструктуры в целом обсуждались во время поездки губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко в Усть-Кутский район. Глава Приангарья посетил ряд предприятий, побывал на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении, в поселке Янталь и ответил на вопросы жителей северной территории.

Прилетев в Усть-Кут, губернатор и члены правительства региона первым делом осмотрели новое лесоперерабатывающее предприятие, которое пока работает в тестовом режиме, но в октябре одна из линий должна запуститься окончательно. Инвестиционный проект ООО «Транс-Сибирская лесная компания» был признан правительством РФ приоритетным. Его стоимость – 7,03 млрд рублей, а плановый срок реализации – 2016 год. При выходе на проектную мощность предприятие будет производить 1 млн куб. м сырья в год. С начала строительства лесоперерабатывающего комплекса ООО «ТСЛК» создано 137 рабочих мест, среднемесячная заработная плата составляет около 41 тыс. рублей.

Предприятие должно выпускать продукцию с максимально глубокой степенью переработки. Отходы-опилки будут направлять в котельные Усть-Кута, которые уже переводят с жидкого топлива на щепу.

– Правительство должно поддерживать реальное производство. Нужно заботиться о том, чтобы такие высокотехнологичные предприятия стабильно работали. Это позволит увеличить доходную часть муниципальных бюджетов, обеспечить население рабочими местами и сократить отток молодых специалистов, – сказал глава Приангарья после посещения цехов завода.

Газификация начнется с Усть-Кута?

Во время визита в Усть-Кутский район губернатор также побывал на Ярактинском нефтегазоконденсатном месторождении и отметил, что у Иркутской нефтяной компании, которая занимается его разработкой, есть конкретный проект газификации, который уже сейчас можно представить к включению в программу развития Сибири и Дальнего Востока.

– Компания готова снабжать Усть-Кут газом, и правительство региона должно ее в этом поддержать, – подчеркнул Сергей Ерощенко.

В рамках реализуемого инвестиционного проекта ООО «Иркутская нефтяная компания» на территории Усть-Кутского района проводятся работы по обустройству нефтегазовых месторождений (Ярактинского, Марковского, Даниловского). Компания построила нефтепровод между Ярактой, Маркова и Усть-Кутом протяженностью более 113 км, а теперь намерена реализовать проект строительства газопровода.

За первое полугодие 2012 года на территории Усть-Кутского района было добыто 33,7 тыс. тонн газового конденсата, что превысило показатели аналогичного периода прошлого года в четыре раза.

Заместитель председателя правительства Иркутской области Максим Безрядин отметил, что во всех активах нефтяников региона есть газовая составляющая. Чтобы использовать этот потенциал, нужно предусмотреть определенные льготы.

– Возможности снижения или даже обнуления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, а именно на природный газ, находятся в компетенции Федерации, но мы можем выйти с соответствующей инициативой. Из газа производят колоссальный объем продукции. Основная составляющая голубого топлива – метан – сырье для энергетики. И мы не должны упускать ни одной возможности для реализации газовых проектов, – сказал Максим Безрядин.

Алексея Зезуля, заместитель председателя правительства региона, напомнил, что в декабре прошлого года было принято решение о предоставлении льготы по налогу на прибыль добывающим организациям, инвестирующим в свое развитие. В перечень попали Иркутская нефтяная компания и ВЧНГ.

– В процессе рассмотрения законопроекта были дискуссии: нужно нам поддерживать нефтянку или нет. Сейчас абсолютно ясно, что нужно. В этом году только от одной ИНК в консолидированный бюджет, по прогнозам, поступит 2,9 млрд рублей. То есть рост по сравнению с 2011 годом составит 800 млн. Таким образом, уже в первый год действия льготы мы возместили ее живыми деньгами. Теперь можем поделиться этими средствами с территориями, наращивая объемы межбюджетных трансфертов, – подчеркнул Алексей Зезуля.

Сергей Ерощенко заявил: чтобы газифицировать Иркутскую область, нужно реализовывать конкретные проекты, и в Усть-Кутском районе они уже есть.

Губернатор Приангарья побывал в поселке Янталь, где ЗАО «Новые дороги» (входит в группу компаний «Новый Город») ремонтирует пятикилометровый участок федеральной трассы «Вилюй». Чтобы процесс шел более быстро и качественно, организация построила неподалеку от поселка асфальтобетонный завод. Сам ремонт идет с применением новой технологии, позволяющей сохранять покрытие даже при сильных перепадах температур.

Осмотрев участок трассы, на котором идут работы, губернатор подчеркнул, что правительство Приангарья будет поддерживать предприятия, которые занимаются инновационной деятельностью, внедряют современные технологии.

– Компания «Новый Город» вложила много средств в организацию нового производства и делает качественные дороги. Когда предприятие встанет на ноги, оно станет нам хорошим помощником в развитии дорожной инфраструктуры, – отметил Сергей Ерощенко.

Перспектива муниципалитета

Мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин рассказал еще о ряде проектов, планируемых к реализации в территории. В частности, прорабатывается вопрос строительства Ленской ТЭС, которая будет работать на газе. Проект реализует «Евросибэнерго» совместно с китайской компанией. Земельный участок определен, идут предпроектные работы.

Также компания Siberwood намерена построить в районе лесохимический комплекс. Муниципалитет поставил условие: прежде собрать все отходы, скопившиеся в лесу – горбыль, комель, щепу, – и только потом, в дополнение, использовать деловую древесину.

Один из перспективных проектов – строительство пяти заводов по переработке минеральных вод. В предварительных планах РОСНАНО – направить 2 млрд рублей на создание производства по добыче брома, лития, йода.

Доложив о перспективах, Владимир Сенин внес предложение по улучшению бюджетной обеспеченности территорий.

– Давайте сделаем следующее: все налоги, которые собираются в муниципалитетах, направим в область, а она уже распределит деньги, но так, чтобы всем поровну. Не виноваты, к примеру, жители Заларинского района, что у них нет алюминиевого завода. При этом никаких заслуг нет у тех территорий, где в советское время были организованы крупнейшие производства. Я за справедливость.

Мэр района также заявил, что он против национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и так далее.

– Пусть нам просто дадут деньги. А мы сами знаем, когда нам нужно купить автомобиль скорой помощи или поменять парты в школах, – отметил он.

– Нам нужно восстанавливать инфраструктуру, а для этого необходимо консолидировать усилия, – сказал в ответ глава региона.

Территория комфорта

В Усть-Куте Сергей Ерощенко провел встречу с жителями, ответил на множество острых и проблемных вопросов. Одним из первых к главе региона обратился священнослужитель.

– С 2005 года в городе ведется строительство храма, но он разрушается изнутри, потому что нет дренажной системы, постоянно скапливается вода. Инфраструктурой должен заниматься город, но за семь лет так ничего и не изменилось.

– Мы посмотрим, что возможно сделать в рамках наших полномочий, – ответил глава Приангарья. – Но это касается только инфраструктуры. Строительство храмов не должно вестись за счет бюджета. Для этого привлекаются добровольные пожертвования людей, и я сам, будучи предпринимателем, не раз помогал в таком вопросе. Поэтому, если бы вы обратились ко мне не как к губернатору, а как к обычному гражданину, то я бы подумал над решением проблемы.

Устькутцы спросили главу региона о помощи сельхозтоваропроизводителям. Сергей Ерощенко подчеркнул, что на развитие сельского хозяйства из областного бюджета выделяются немалые деньги, но при этом видны очевидные перекосы – одни организации поддерживаются в ущерб другим.

– Нужно строить школы, больницы, детские сады и дороги там, где существуют крепкие хозяйства. Необходимо также помогать приобретать технику, ГСМ. Кроме того, важно использовать сельхозземли по их прямому назначению, собирать с владельцев участков налоги. Эффективность работы мэров будет оцениваться и по тому, как они организуют этот процесс, – заявил губернатор.

Представительница местного депутатского корпуса обозначила перед главой Приангарья назревшую в территории проблему:

– Вы говорите, что нужно бережно относиться к бюджету, но в нашем городе находится две администрации. В Усть-Куте проживает 84% населения района. Все недоумевают: зачем нужны два главы, два председателя думы и два контрольно-ревизионных отдела. На содержание чиновников тратятся огромные средства.

Сергей Ерощенко заверил, что этот вопрос будет изучен в тесном сотрудничестве с Законодательным Собранием Иркутской области и решен при условии отсутствия правовых препятствий.

Настоятель еще одного храма Усть-Кута, Свято-Никольского, во время общения с губернатором поднял проблему пьянства. Глава Приангарья отметил, что одними запретами такую проблему не решить.

– Почему молодежь или уезжает, или спивается? Потому что негде работать. Нужно создавать рабочие места, поддерживать спорт, строить театры, школы. Моя позиция такова: если в деревне живет всего один ребенок, то школа должна работать. Да, это невыгодно, но такая мера спасет от вымирания целый населенный пункт.

Представители педагогического сообщества спросили губернатора о зарплате воспитателей детсадов. Сергей Ерощенко сообщил, что с 1 сентября текущего года заработная плата работников дошкольных учреждений и дополнительного образования будет повышена на 15%. На это из бюджета региона выделяется 160 млн рублей.

По итогам встречи Сергей Ерощенко подчеркнул, что основная задача правительства Иркутской области  – сделать территорию региона комфортной для проживания. Он также обозначил главные принципы работы: бережное отношение к бюджету и системный подход к проблемам.

– Мы за каждый бюджетный рубль будем отчитываться и заставим за него отчитаться любого мэра, – сказал губернатор.

Постскриптум

Побывав в Усть-Куте, Сергей Ерощенко сообщил, что власти планируют в местном аэропорту в 2014–2015 годах провести реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы, ее удлинение, заменить покрытие на рулежных дорожках и перроне. В рамках проекта также предполагается реконструкция существующего и строительство нового аэровокзала и увеличение его пропускной способности до 150–200 человек в час. Аэропорт «Усть-Кут», по словам губернатора, вошел в ФЦП «Развитие транспортной системы России в 2010–2015 годах».