10.08.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
10.08.2012 07:15

Народный художник

75 лет Иркутской области

Газета «Областная» продолжает цикл публикаций, посвященных 75-летию Иркутской области. В нем мы размещаем материалы о личностях, оставивших значимый след в истории Приангарья. В преддверии празднования юбилея – в сентябре 2012 года – эксперты из числа ведущих ньюсмейкеров нашего издания и читатели определят рейтинг 10 самых значимых фигур в истории Иркутской области. Сегодняшний материал посвящен заслуженному деятелю искусств, народному художнику России, почетному гражданину Иркутска Виталию Рогалю.

Вспоминаю, как осенью 1972 года Виталий Рогаль, тогда уже заслуженный художник России, пришел в редакцию областного радио, где я работала журналистом, на запись интервью. Нарядный, веселый, загорелый, он тепло приветствовал руководителя радиокомитета Михаила Шмулевского. Тот поздравил мастера с получением звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и выразил надежду, что теперь и до «народного» недалеко.

– Ты, Миша, хоть и слывешь провидцем, – мгновенно пригасил радость Рогаль, – но здесь ошибаешься. Разве не слышал, как меня «дорогие коллеги» и иже с ними теперь называют? «Заслуженный фотограф»! А один еще обиднее, при всей честной компании якобы оговорился: «заслуженный натуралист»…

Но Шмулевский, действительно, не зря слыл провидцем: в 1980 году Рогаль стал народным художником России, в это же время он возглавил областной Союз художников.

Рогаль был прекрасным организатором – недаром свыше двадцати лет он избирался председателем правления Иркутского областного Союза художников: за него голосовали даже те, кто не воспринимал стиль его живописи. Знали, за своих Виталий Сергеевич всегда горой, любую выставку организует и проведет на высшем уровне; молодежь старался выдвигать побыстрее в первые ряды, чтобы не только Россия, но и весь мир узнал имена талантливых сибиряков. Рогаль участвовал в первом учредительном съезде художников России, был членом его правления, затем секретарем правления от региональных организаций Сибири и Дальнего Востока, членом правления Художественного фонда РСФСР и СССР, членом-корреспондентом Академии художеств России.

50–70-е годы прошлого столетия – время индустриализации Восточной Сибири, когда в глухой тайге создавались могучие производительные силы. В короткие сроки на Ангаре поднялись плотины Иркутской, Братской, Мамаканской, Усть-Илимской гидростанций; выросли новые города: Ангарск, Шелехов, Братск, Железногорск, Усть-Илимск; начали давать продукцию заводы: цементный, горного оборудования, судоремонтный, солеваренный, нефтеперерабатывающий, алюминиевый;построены Осетровский речной порт, железная дорога Тайшет – Лена; начали функционировать угольные разрезы в Черембассе, мраморный карьер на Байкале, горно-обогатительный комбинат в Железногорске. Сотни тысяч добровольцев со всех концов необъятной страны участвовали в этом героическом труде, конечно, не могли оставаться в стороне и иркутские художники. Демобилизовавшись в конце 46-го, Рогаль опоздал на занятия в Академии художеств, куда собрал рекомендации для поступления, поэтому вынужден был вернуться в Сибирь, которую уже считал своим домом. В 1947 году по итогам персональной выставки «На фронтах Великой Отечественной войны» он стал членом Союза художников СССР. Теперь все свое время отдает пейзажным зарисовкам. Особенно полюбился ему Байкал – молодой художник показывает таинственность его природы, он как бы страшится даже яркостью красок нарушить гармонию.

Но вот в таежную глушь буквально врывается новая, бурлящая энергией жизнь! Минорную линию в творчестве Рогаля перечеркнул индустриальный пейзаж, которому художник отдался со всей творческой страстью. В 1952 году он впервые участвует в республиканской выставке с картиной «Ангара»: на ней река покоряется воле людей-созидателей.

Поддаваясь велению времени, Рогаль создает творческую группу «Энергетика Сибири». С ней он побывал на всех без исключениях новостройках. Не осталась без внимания, конечно, и Байкало-Амурская магистраль. Сделанные на местах зарисовки послужили созданию таких полотен, как: «В глубь тайги», «Дорога к океану», «Даван», «Таюра-Звездный» и других. В них чувствуется радость автора за достижения человеческой мысли и героического труда. В то же время Рогаль постоянно возвращается на Байкал. Здесь, в селе Никола, он организует для художников творческую выездную дачу. И когда был построен БЦБК, горечь мастера выразилась в двух знаменательных картинах: «Дым над Байкалом» и «Химия Байкала».

Сегодня принято считать, что творчество Рогаля по стилю делится на два периода: «мягкого реализма», это 50-е, начало 60-х годов; и последующий период – «яркого реализма». Названия даны иркутским искусствоведом Еленой Наумовой. По признанию специалистов, художник является ведущим живописцем направления классического реализма, а зарубежные исследователи второй этап его творчества охарактеризовали «сибирским импрессионизмом». В это время в его работах появились две новые темы – «Прошлое и настоящее Монголии» и «С Сибирью связанные судьбы».

Предметы их схожи – истоки самобытных культур. В Монголии много таинственных мест, которые так или иначе повлияли на традиции народа. Об этом картины «Птичье царство», «Долина динозавров», «Тайны Ээж», «Зайсан», «Арык. Сад Гоби» и многие другие. За великолепные живописные полотна, представленные в Монголии, Иркутске, Москве, Рогаль награждается золотой медалью советского Комитета защиты мира «Борец за мир» и медалью МНР «Найрамдал». Через два года, в честь 40-летия со Дня Победы, ему вручают орден Отечественной войны II степени, а затем еще одну государственную награду – орден Дружбы народов.

Серия картин цикла «С Сибирью связанные судьбы» изображает места, откуда вышли на свою творческую дорогу известные сибирские писатели: Распутин, Астафьев, Вампилов, Шукшин, Марков. Предполагаю, что при создании этих картин, вольно или невольно, художник постоянно обращался к своей памяти, воссоздавая день за днем полузабытое детство, вспоминал снова и снова отчий дом, дорогие лица родителей, людей, которые помогли сформировать его собственный талант и мировоззрение.

По крайней мере, неиссякаемым трудолюбием он обязан своим крестьянским предкам. Виталий Рогаль родился в крепкой, работящей семье в селе Снегиревка Тетиевского района, что под Киевом. Вчера, 9 августа, ему исполнилось бы 97 лет. Рисовать он начал с раннего детства. В 1927 году его работы были выставлены в Москве на первой всемирной выставке детского рисунка и одна из них – «Строительство электростанции в селе Лебединцы» – была удостоена премии, опубликована в газете «Правда», а затем в книге «Искусство детей», изданной Академией художеств СССР. Ныне этот рисунок хранится в фондах Третьяковской галереи.

В 1929 году Сергея Рогаля, отца будущего художника, высылают как кулака в поселок Кадуй Нижнеудинского района. Мальчика определяют в спецприют. В 30-м году, когда он заканчивал семилетку, в Сибирь выслали и мать, Софью Рогаль, вместе с младшими детьми. Для подростка началась самостоятельная жизнь. Уж не знаю, какие мысли бродили в ту пору в голове Виталия; наверное, считал, что так и надо, раз родители отказались вступить в колхоз; к тому же отец писал, что в Сибири жизнь куда как привольнее и богаче, чем на Украине. Как бы там ни было, но в 1935 году Виталий Рогаль приехал в Сибирь к родным, а в 1936-м поступил в Иркутский изобразительный педагогический техникум, на курс к Александру Вологдину. Учитель увидел в новом ученике несомненный талант, поэтому постарался в первую очередь развить в нем творческое начало. Но в 1938-м из жизни молодого человека исчезли и учитель Вологдин, и отец. Впоследствии стало известно, что они оба были расстреляны как «враги народа» (позднее, конечно, реабилитированы).

В июле 1941-го Рогаль окончил с отличием изопедтехникум, представив государственной комиссии итоговую работу «Приезд колхозников-переселенцев в Восточную Сибирь». В военное время, несмотря на то что с 1942 года он практически всегда был на передовой, художник ежедневно делает зарисовки. Виталий Рогаль единственный из сибиряков, кто участвовал тогда во всех общероссийских и региональных выставках. Кроме того, художник умудрялся устраивать между боями персональные передвижные выставки, естественно, по разрешению командования: работы поднимали воинский дух. Портретыбойцов в его исполнении часто печатались в газетах «На боевом посту», «Красная звезда», «Красноармеец». В те годы о Рогале сложилось устойчивое мнение как о графике, хотя художником кроме почти тысячи графических были созданы 300 акварельных зарисовок и пять живописных полотен.

Рогаль участвовал в боях за освобождение Духовщины, Витебска, Минска, Литвы, Кенигсберга. Был награжден двумя орденами Красной Звезды. На территории Восточной Пруссии художник получил тяжелое ранение и контузию, в результате чего ослеп. Сложно представить, какие страшные моменты пережил он тогда! Но в мае 1945-го, чуть ли не в День Победы, зрение полностью восстановилось, и Рогаля опять направили в действующую армию, с которой он прошел Маньчжурию, Монголию и остановился в Порт-Артуре. Здесь художник тоже устроил персональную выставку, пользующуюся невероятным успехом. На ней, кстати, было представлено живописное полотно, созданное в 1943 году, – «В рабстве». В нем использованы события из жизни близких людей художника – его сестра Людмила жила в оккупации, брат Николай был в плену. Как и многие другие картины, эта работа находится сейчас в мемориальной мастерской Виталия Рогаля в Иркутске, часть его фронтовых работ передана в Военно-Исторический музей Москвы.

После демобилизации из армии в 1946 году Рогаль возвращается в Иркутск. Здесь он создает семью: с женой и тремя детьми (кроме родных Виталий Степанович вырастил одного приемного ребенка) он всегда был внимателен и заботлив.

В 1986 году, в связи с юбилеем областного центра, наиболее выдающимся его жителям присваивается звание «Почетный гражданин Иркутска». Отмечен им и Виталий Сергеевич Рогаль. На счету мастера более трех тысяч живописных и графических произведений, около половины из них представлены в музеях, картинных галереях, частных коллекциях чуть ли не всех стран мира. Но самые любимые, самые значительные как для сердца создателя, так, наверное, и в художественном отношении, остались в Иркутске. В 1999 году знаменитый живописец передал городу коллекцию своих работ и архив-летопись. Администрация областного центра постановлением от 7 июля того же года за подписью мэра Виктора Якубовского решает разместить щедрый дар в новом, построенном на средства муниципалитета, здании, и присвоить ему имя Виталия Рогаля. Прекрасный трехэтажный особняк по проекту архитектора Андрея Красильникова, филиал музея истории Иркутска, который сейчас все привычно называют Домом Рогаля, открылся для посещения 7 октября 1999 года. В январе следующего года началось формирование мемориального музея-мастерской Рогаля под его непосредственным руководством. Сегодня мастерская работает параллельно с городским выставочным центром имени народного художника. В мастерской также представлены уникальные произведения Гаврилова, Развозжаева, Тулина. Здесь же выставлена последняя, к сожалению, не законченная работа Виталия Сергеевича «Пантеон Сибири». Свою последнюю зарисовку Рогаль сделал 4 октября 2004 года, за два месяца до смерти. На ней любимый во все времена Байкал…