03.08.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
03.08.2012 07:15

Оставляя в горах свое сердце

Иркутская альпинистка, заслуженный мастер спорта СССР Екатерина Иванова первая из соотечественниц совершила восхождение на высочайшую горную вершину мира Эверест в составе международной экспедиции с 24 февраля по 26 мая 1990 года. За это она вместе с другими покорителями была принята президентом США Рейганом. А в октябре 1994 года бесстрашная альпинистка трагически погибла в Гималаях на южном склоне непокоренной горы Канченджанг.

Я оказался единственным журналистом, кто теплым утром 31 августа 1994 года провожал Катю из иркутского аэропорта в международную экспедицию. Притихшая, задумчивая, она стояла у перил, держа за руки своего мужа Дмитрия. Симпатичная пара. Все слова, видимо, уже были сказаны, и они молча смотрели друг на друга.

После экспедиции на Эверест американский корреспондент поинтересовался у Екатерины Ивановой, как муж отпускает ее в столь опасные восхождения. Она ответила, что ее настоящая жизнь не на привычной земле, а в горах. «Там я, как летчик в небе, чувствую себя человеком, умеющим что-то делать профессионально».

Горы стали ее судьбой, без них жизнь теряла смысл. Иванова не скрывала: «Мечтаю покорить все восьмитысячники». На удивленный вопрос: «Хватит ли жизни на 14 вершин?» мило улыбалась:

– На это надо всего семь лет.

Она говорила об этом, когда три вершины уже были позади, в том числе Эверест. Оставалось еще одиннадцать. Несмотря на то что расставание с семьей – мужем и трехлетней дочкой Юлей – было мучительным, она улетала в оптимистическом настроении.

– Вернусь через два месяца не с пустыми руками. Сниму восхождение на видео, думаю, что это будет потрясающий фильм. Экспедиция удивительно интересная. Хочу подняться на вершину без кислородного баллона.

Начинала скромный инженер-геолог ВостСибНИИГГиМС (был такой научно-исследовательский институт) с романтического увлечения туризмом. Звонили друзья:

– Готовься, идем в поход.

Ее увлекал сам процесс. Тщательные сборы, беготня по магазинам в поисках нужных продуктов и вещей, шествие по городу с навьюченным рюкзаком. Шумящая, веселая публика на перроне вокзала. Маршруты разные, но электричка в основном везла в направлении Байкала, где тысячи тропинок на разный вкус. Завораживали ночной костер и песни под гитару. А однажды ее позвали в Восточные Саяны на Мунку-Сардык, и она была покорена высоченной горой и ледниками вокруг. Прошла со всеми сложный маршрут через снежные перевалы. Потом были восхождения на Хамар-Дабан, Саянский хребет, Тункинские гольцы. Одно из них едва не привело к трагедии.

В горах погода неустойчивая. Старший группы предупредил: возможен сход снежной лавины, держитесь в одной связке. Катя отнеслась к предупреждению без особого внимания. Степень опасности осознала, когда услышала гул приближающегося снега. Плотная пелена закрыла все вокруг, в метре ничего не было видно. Как ее не снесло, одному Богу известно.

Когда она попала в команду известного в Приангарье альпиниста Виктора Понамарчука (трагически погибшего, в память о нем проводятся ежегодные лыжные переходы), то от прежней романтической Кати уже ничего не осталось. Железная дисциплина – вот что она усвоила раз и навсегда.

Головокружительный путь с той поры прошла Катя за десять лет – от альпиниады в Саянах до восхождения на Эверест в составе участников международной экспедиции.

Откуда в этой женщине было столько непоколебимой твердости духа и веры в удачу? Ответ перед вами – ее дневниковые записи (в сокращении), которые она вела во время восхождения на Эверест: «Это была длинная экспедиция – и по срокам, и по необъяснимому ощущению замедленного течения времени на леднике Ронгбук. Уже прошло два месяца нашего пребывания под Эверестом, установлен лагерь на высоте 7800 метров, а вершина остается такой же далекой и недоступной. Ветер на северном седле не стихает. Это даже не ветер, а лавина воздуха, которая движется с севера на юг и сметает на своем пути все живое. На слух как грохочущий экспресс. Делая несколько безуспешных попыток подняться выше, думала: «Неужели сейчас есть где-то люди, которые завидуют мне? Это ж сущий ад!»

Угнетает ощущение оторванности от мира. Письма посылаются куда-то в неизвестность, ответа нет. В такой ситуации легче думать, что все это происходит не с тобой. Потому что ты в такой ситуации уже не выдержала бы такого напряжения физических и моральных сил. А Эверест все еще впереди.

Засыпая, неожиданно ловлю себя на мысли: «Или дойду, или умру». Слишком долго надо было доказывать себе и окружающим, чтобы сейчас сдаться и отступить. Очень много я задолжала родным и близким, друзьям и просто хорошим людям, чтобы лишать их веры в меня. Я не имею права лишать их этой веры.

И был день, а точнее – утро 10 мая, 9 час. 50 мин. Последний снежный подъем! Начинает медленно вырисовываться панорама Гималаев. Пытаюсь вспомнить, где я видела нечто подобное. Ну, конечно, на картинах Рериха. Как точно художник передал палитру неземных красок. Неповторимое зрелище! Радость какая-то детская. Попробовала что-то сказать по рации, но куда там! Слова отчаянно мешаются с радостными восклицаниями. Позднее, прослушав магнитофонную запись с Вершины, я не узнаю своего голоса. Это был голос очень счастливого человека!»

Выдающийся успех был по достоинству воспринят миром. Участников международной экспедиции принял президент США. Ни одному, куда более высокому деятелю из Иркутска, не выпадало такой возможности. Участников восхождения пригласили на Игры доброй воли. Не забыла и родная страна: Екатерину Иванову одной из первых в СССР наградили  орденом «За личное мужество», ей присвоили звание заслуженного мастера спорта.

Катя не скрывала: «Гималаи – коварные горы. Делая невыносимо сложным путь к победе, они дают почувствовать ее вкус. И потому все жизненные помыслы связаны с ними, теперь уже новыми вершинами. Ведь так хочется счастья!»

Кто ж мог подумать, что в то солнечное утро 31 августа 1994 года мы общаемся с Катей в последний раз. Что случилось 10 октября на горе Канченджанг, так и осталось тайной. До нас дошли лишь краткие строчки факса из Непала: «Извещаем общественность, что Екатерина Иванова (Иркутск) и Сергей Жвирбля (Минск), находясь на высоте 6700 метров, погибли в результате снежного обвала во время ночевки».

Ее мечта покорить все 14 восьмитысячников оборвалась на четвертой. Катя рвалась в горы, и те приняли ее навсегда.