06.07.2012 07:15
Рубрики
Мнение
Текст
Валентина КАЙНОВА
Теги
Текст:
Валентина КАЙНОВА
06.07.2012 07:15

Анатолий Радионов: Для нас не было слова «не могу»

Законодательное Собрание Иркутской области продолжает информационный проект, посвященный предстоящему 75-летию Приангарья, которое будет отмечаться 27 сентября 2012 года. Открывая рубрику, спикер ЗС Людмила Берлина отметила, что «все успехи и достижения нашего региона имеют свои имена и фамилии. Мы хотим сказать этим людям спасибо и сделать их примером для остальных». Героем сегодняшней публикации стал почетный гражданин города Тайшета, железнодорожник Анатолий Радионов.

По стопам отца

Ему на роду было написано стать железнодорожником. Отец начинал в паровозном депо слесарем по ремонту паровозов, был кочегаром, помощником машиниста, потом машинистом до самого ухода на заслуженный отдых.

– Он меня за руку привел в депо еще голопузым мальчишкой, – вспоминает Анатолий Михайлович. – И вот до сих пор не могу отсюда уйти, знаю всех и вся.

Полувековая история предприятия прошла на его глазах. Будучи восьмилетним мальчишкой, он играл на гармошке в красном уголке паровозного депо, где проходили вечера. Забегая вперед, скажу, что гармонь сопровождала Анатолия Михайловича всю жизнь: он руководил художественной самодеятельностью, играл в духовом оркестре. 

Учась в старших классах, Толя каждое лето подрабатывал в депо слесарем, помогал разбирать старые паровозы. Третьего июля 1955 года, через неделю после окончания школы, 18-летний Анатолий Радионов поступил кочегаром паровоза. Потом служба в армии, возвращение в родной коллектив. 28 лет он водил поезда. После заочного окончания Новосибирского института железнодорожного транспорта его избирают председателем профсоюзного комитета локомотивного депо. Коллеги тянутся к нему, доверяют, уважают.

В нем генетически заложено быть вожаком, лидером. По складу характера мягкий и доброжелательный, но тверд и настойчив, когда касается дела. Если обещал – выполнит, надо – добьется.

Через какое-то время Анатолий Михайлович возглавил партийную организацию локомотивного депо. Позже его избирают узловым парторгом, в его подчинении 16 партийных цеховых организаций. Должность по тем временам высокая, если учесть, что железнодорожные предприятия всегда играли ведущую роль в экономическом развитии города.

Музей – пламенная страсть      

Так распорядилась судьба – он стал железнодорожником, а если бы пошел по другой стезе, вырос бы в прекрасного журналиста-исследователя. И это не преувеличение. То, чем он занимается последние 24 года – яркое тому подтверждение. Его должность звучит просто «оформитель исторического музея». По сути, он его вдохновитель, организатор, директор, собиратель. Начало зарождения музея – 1988 год, тогда все экспонаты умещались в маленьком зале. Проходит четыре года, и новый начальник Михаил Владимирович Крутик, видя, с каким юношеским азартом и энтузиазмом взялся за создание музея Анатолий Михайлович, какой богатый, ценный материал «поплыл» к нему в руки, расширил площади до пяти залов.

Какая это чрезвычайно сложная и кропотливая работа – сбор материалов: систематизировать и уточнять, договариваться о встрече, часами беседовать с людьми, звонить, снимать копии, печатать. А потом заказывать макеты, стенды, планшеты. Колоссальный труд!

Материал собран поистине уникальный, повествующий, прежде всего, о производственной деятельности предприятия в разное время: этапы его становления, формирования, разрушительные военные годы, созидательные 80-е прошлого столетия. Тысячи фотографий, документов, экспонатов. Есть редкие, относящиеся к началу прошлого века. Все нашло достойное отражение в многочисленных альбомах, на стендах, плакатах, в книгах и старых газетах.

Первый зал рассказывает о строительстве паровозного депо. По сравнению с 1936 годом сейчас его производственно-хозяйственная площадь увеличилась в три раза. Привлекает внимание пожелтевшая фотография, датированная 1914 годом – работники станции Тайшет. Какие удивительно одухотворенные лица!

А какой собран богатый инструментарий для обслуживания паровозов! Здесь и самый первый фонарь, внутри со свечкой, какие вешали в хвосте поезда в начале XX века. Другой зал посвящен участникам Великой Отечественной войны. Огромный стенд со списком погибших – 198 деповчан не вернулись домой. Грамоты и благодарности от Главнокомандующего, ордена, медали, красноармейская книжка.

А вот макет двух паровозов времен войны. Кусок рельса, датированный 1935 годом с гравировкой «Завод имени И.В. Сталина». Более 40 значков военной тематики. Стенды почетных железнодорожников, орденоносцев, трудовых династий – свыше 1,5 тыс. фамилий. Треть комнаты отведена под знамена, в музее хранится более 60 вымпелов – от простеньких, выгоревших тканей до ярко-кумачовых, бархатных.

Под стеклом – форма машиниста 1944 года. На стене – уникальный плакат с изображением руководителей Министерства путей сообщения начиная с 1965 года. Еще один стенд, притягивающий внимание, – это 18 фотографий руководителей локомотивного депо, с многими Анатолий Михайлович работал в разные годы. Здесь же все 15 знамен бывших союзных республик. Молодец Анатолий Михайлович, нашел, пристроил, сохранил для потомков.

Гордость музея – отреставрированный колокол звукового отправления пассажирских поездов. Такие разве что можно увидеть в старых художественных фильмах. Привез железнодорожный раритет со станции Курят Владимир Петрович Карих, в прошлом начальник Тайшетского отделения дороги.

За последние годы музей преобразился. За счет предприятия и профсоюзного комитета сделан ремонт: обновлены стенды, проведено новое освещение, заменены двери. 

Музей – детище, любовь и пламенная страсть Анатолия Михайловича. Он этим живет, дышит, всецело им поглощен, собрал вокруг себя таких же увлеченных коллег.

Автор трех книг

Но и этого ему недостаточно. Он серьезно занялся журналистикой. В 2006 году вышла первая книга Анатолия Радионова «Рожденная Транссибом». Солидный том с более сотней редких фотографий, интересными документами, рассказами передовиков производства, участников войны, строителей БАМа.

В 2008-м выходит вторая книга Анатолия Михайловича «Для нас не было слова «Не могу» – почти 200-страничное издание тиражом в 500 экземпляров. Автор повествует не только о своем детстве, совпавшем с годами войны, послевоенной юности, службе в армии, о локомотивном депо, с которым связано более 50 лет его жизни. Недавно вышла из печати третья его книга «Рубеж», посвященная одному из старейших предприятий Восточно-Сибирской железной дороги – локомотивному депо станции Тайшет.

Было время, когда в течение двух месяцев тайшетская газета «Бирюсинская новь» печатала отрывки из его неопубликованной книги – школьники, краеведы, учителями толпами шли в редакцию за свежими номерами.

За многолетний труд Анатолий Радионов награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», тремя знаками Министерства путей сообщения. Ему присвоено звание «Почетный гражданин города Тайшета».

О своих семейных трудностях распространяться не любит. Некоторое время назад тяжелая болезнь забрала младшего сына, талантливого музыканта. Есть проблемы со здоровьем у жены и старшего сына, но это закрытая тема для окружающих.

В июне Анатолий Михайлович отметил 75-летие. Сейчас он стал отходить от общественных дел, как говорит, «пост сдал». Но по-прежнему чуть ли не каждый день наведывается в локомотивное депо, поднимается на второй этаж, откуда ведет дверь в музей. Ему здесь хорошо и благостно.

Музей открыт для всех, сюда постоянно приходят железнодорожники с детьми и внуками, приезжают ребята из сельских школ, собираются ветераны за чашкой чая. И радуется сердце Анатолия Михайловича… Человек должен жить настоящим, думать о будущем и не забывать прошлое – этим принципам он следует всю свою жизнь. 

 

Комментарий

Заместитель начальника ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» по Тайшетскому региону, депутат Законодательного Собрания Иркутской области Игорь Милостных:

– Анатолия Михайловича я знаю очень давно. Вся его жизнь связана с железной дорогой, с того самого дня, когда он в 1955 году пришел на Восточно-Сибирскую магистраль. Это удивительный, всесторонне-развитый человек с положительным зарядом, энергетической «батарейкой». Он неравнодушен к тому, что делает, и к тем людям, с кем работает. Всегда готов прийти на помощь, дать добрый совет. Молодых железнодорожников не оставляет без внимания – он для них не только наставник, но и старший товарищ. Анатолий Михайлович никогда не унывает и всегда идет в ногу со временем. Я очень рад, что, даже находясь на заслуженном отдыхе, он не остается в стороне и продолжает трудиться.