29.06.2012 07:15
Рубрики
Мнение
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
29.06.2012 07:15

Права предпринимателей – под защиту омбудсменов

На прошлой неделе Владимир Путин назначил председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова уполномоченным по защите прав предпринимателей. Прокомментировать это событие, а также поделиться своим мнением о состоянии дел в сфере малого и среднего бизнеса наш корреспондент попросил члена Генерального совета «Деловой России», президента иркутской группы компаний «Радиан» Валерия Труфанова.

– Можно назвать знаковым событием то, что о назначении Бориса Титова омбудсменом по защите прав предпринимателей президент России объявил во время проведения Петербургского международного экономического форума?

Петербургский экономический форум, по традиции, играет значимую роль в развитии бизнеса в России. В нем принимают участие представители всех ветвей власти, государственных корпораций, бизнес-структур – причем, не только отечественных, но и зарубежных. Форум – это подходящая площадка для того, чтобы обнародовать те или иные программные положения, касающиеся экономической стратегии страны, частно-государственного партнерства, инвестиционной политики. Вполне объяснимо, что в работе форума активно участвуют руководители практически всех регионов России: так, делегацию Приангарья в Санкт-Петербурге возглавлял губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко.

Ни для кого не секрет, что в плане развития предпринимательства – особенно малого и среднего – наша страна пока далека от ведущих позиций в мировой экономике. И этому есть ряд причин. Главные из них – чиновничий произвол, тормозящий, а иногда и разрушающий бизнес, коррупция, правовая незащищенность предпринимательства.

– Но разве об этом стало известно только сейчас, разве не сталкивались предприниматели с названными проблемами раньше?

– Сталкивались. И власти даже пытались предпринимать определенные шаги, но это были в значительной степени полумеры, к тому же защита предпринимательства нередко страдала от пробелов в законодательстве. Во многом из-за этого зарубежные инвесторы не горели большим желанием вкладывать серьезные деньги в российскую экономику, особенно если дело им приходилось иметь не с государственными, а с частными структурами.

Работа над решением этих проблем велась и ранее. Около двух лет назад были сделаны первые шаги по гуманизации уголовного законодательства – запрещены аресты предпринимателей на стадии предварительного следствия. Генеральная прокуратура создала в своей структуре специализированное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей. В конце мая президент России Владимир Путин выступил за параллельное создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей и соответствующих структур в прокуратуре.

– Как члену Генерального совета «Деловой России» вам довелось участвовать в обсуждении кандидатур на пост федерального омбудсмена. Почему, на ваш взгляд, выбор пал на Бориса Титова?

– Мне кажется, это дальновидный и хорошо продуманный ход. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» объединяет в своих рядах представителей несырьевого бизнеса – огромного пласта предпринимательства, непосредственно влияющего на жизнь граждан нашей страны. Совершенно очевидно, что одной из важнейших перспектив российское правительство считает постепенный уход от сырьевой зависимости нашей экономики – нефтегазовая «игла» не может гарантировать стабильность бесконечно. На протяжении нескольких лет «делороссы» последовательно выступали за то, чтобы правительство страны, политические партии, законодатели навели порядок в сфере малого и среднего бизнеса, избавили его от произвола чиновников. «Деловая Россия» считается лоббистской организацией, лояльной к власти, и в этом, я считаю, нет ничего предосудительного. Наша лояльность – прежде всего, конструктивная, мы работаем в постоянном диалоге с руководством страны, участвуем в создании благоприятного климата для деятельности предпринимателей всех уровней, открыто высказываемся по наболевшим проблемам.

За несколько дней до открытия Петербургского экономического форума на заседании Генерального совета «Деловой России» мы обсудили вопросы выборов омбудсмена. Поддержка представителя «Деловой России» президентом страны свидетельствует о том, что наша общественная организация на верном пути и представляет собой реальную силу. Я хорошо знаю Бориса Юрьевича Титова по совместной работе в Генеральном совете, не раз имел возможность убедиться в его деловых качествах, высоком профессионализме и глубоком знании всех тонкостей предпринимательской деятельности.

– Так ли уж серьезны масштабы чиновничьего произвола, что требуют создания института омбудсмена в сфере бизнеса?

– На сегодняшний день в России более 13 тыс. предпринимателей осуждены на различные сроки по статье «мошенничество». Тот факт, что после тщательных разбирательств и повторных проверок прекращены сотни уголовных дел, а многие люди выпущены из тюрем, свидетельствует о том, что большое количество дел либо сфабриковано, либо оформлено без достаточных на то оснований. В ряде случаев поводами для лишения свободы были результаты налоговых проверок или каких-то оперативных мероприятий силовых структур. Суды по таким делам могли длиться от двух месяцев до бесконечности. Все это время бизнес, в лучшем случае, был заморожен, в худшем – попросту уничтожался. И во внимание не принималось то, что за каждым предпринимателем, даже не обязательно крупным, – десятки, сотни, а то и тысячи работников, человеческих судеб, социальных проектов.

Создание в России института омбудсмена в сфере предпринимательства вовсе не означает, что это самое больное место в нашем обществе. Опыт деятельности уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, а также омбудсмена по защите прав детей Павла Астахова доказывает, что своевременная, квалифицированная и, что немаловажно, независимая экспертиза способна объективно разрешить любую спорную ситуацию. К тому же юридическая защита бизнеса – дело дорогостоящее, и далеко не у каждого предпринимателя найдется достаточно средств (и терпения, кстати, тоже!), чтобы доказать свою невиновность и выдержать пресс административно-судебной машины. Служба уполномоченного по защите прав предпринимателей окажет неоценимую поддержку и в этом плане. Президент наделил Бориса Титова большими полномочиями – вплоть до приостановления решений чиновников и подачи исков на правомерность тех или иных решений от лица бизнес-сообщества. Кроме того, уже в ближайшее время Государственной думой будут внесены необходимые изменения в законодательство.

Вы полагаете, эти меры способны серьезно исправить ситуацию?

– Я очень на это надеюсь. По идее, должно снизиться административное давление на бизнес, повысится ответственность органов исполнительной власти всех уровней. В итоге, все это позволит отечественным предпринимателям в полной мере реализовать принципы рыночной экономики. «Деловая Россия» создала Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», который за сравнительно короткий срок успел зарекомендовать себя влиятельной и, самое главное, реальной структурой в противостоянии негативным явлениям общества.

– Насколько актуальна проблема защиты прав предпринимателей для Иркутской области?

– Ровно настолько, как и для других субъектов Российской Федерации. У нас нет «стерильных» регионов, свободных от чиновничьего произвола и коррупции.

По последним данным, одних только малых предприятий в Иркутской области насчитывается сейчас почти четыре тысячи, в них работают около 115 тыс. человек. А ведь есть еще и предприятия, относящиеся к среднему бизнесу – в них сосредоточены тоже значительные людские ресурсы. Проблемы юридической защиты бизнеса примерно везде одинаковы. Сегодня в нашей стране предпринимательство как вид деятельности потеряло свою привлекательность. Молодежь стремится в банковскую сферу, в юриспруденцию, в государственные структуры, в IT-технологии. На мой взгляд, это произошло потому, что предпринимательство оказалось, образно говоря, в зоне «рискованного земледелия», когда развивать собственный бизнес приходится на свой страх и риск. Далеко не всякий начинающий предприниматель готов к тому, что его будут бить по рукам и голове – чаще всего, замечу, с профилактической (другими словами – с корыстной!) целью.

Нельзя сказать, что в нашем регионе предприниматели брошены, что называется, на произвол судьбы. Коалиция бизнес-объединений Иркутской области насчитывает около десятка структур – от Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири до Антикризисного центра защиты прав предпринимателей. Наверное, каждая из этих структур способна в какой-то мере оказать поддержку попавшему в непростую ситуацию представителю малого или среднего бизнеса. Но зачастую им не хватает для этого ни полномочий, ни статуса, ни общественного веса.

– Вам приходилось попадать в ситуации, когда вашему бизнесу требовалась защита?

– Как и подавляющему числу предпринимателей. Меня выручала чаще всего разноплановость бизнеса: если из-за судебных тяжб останавливалось какое-то одно направление, я мог двигаться вперед, сохранять плавучесть за счет другого, третьего. Но существует немало монопрофильных предприятий, для которых даже временная приостановка деятельности подобна катастрофе. Разбирательства в различных инстанциях отнимают массу времени, средств, энергии. Не удивительно, что в подобных ситуациях у кого-то может возникнуть желание либо махнуть на все рукой и безропотно подчиниться обстоятельствам, либо поставить крест на бизнесе, либо откупиться. Вот вам и пресловутые составляющие коррупции…

– Следуя из этого, можно предположить, что защитить предпринимателя подобающим образом не могут ни суды, ни прокуратура, и кроме омбудсмена податься «бедному крестьянину» больше некуда?

– Не совсем так. Разбирательства по делам предпринимателей, их мнимым или реальным экономическим грехам – огромный пласт работы судебно-следственной машины. Мне кажется, что до кропотливого, детального, беспристрастного исследования каждого конкретного случая дело порой просто не доходит. Я далек от мысли, что приговоры штампуются по образу и подобию пресловутых «троек» из печально знаменитых 30–40-х годов, но проблема, как говорится, имеет место, сколько бы мы ни говорили о презумпции невиновности. Теперь есть надежда на то, что служба по защите прав предпринимателей, сформированная из юридических специалистов высочайшего класса, будет профессионально отстаивать интересы бизнесменов. Хочу непременно уточнить – не уводить их от ответственности, а помогать объективному разрешению  проблемы.

– Как раньше говорили, до Бога – высоко, до царя – далеко. Омбудсмен Титов – в столице, до него еще надо докричаться. И не всякому провинциальному предпринимателю это под силу.

– Я думаю, что назначение Бориса Титова уполномоченным по защите прав предпринимателей – это лишь первый шаг. Наверняка будут назначены представители омбудсмена во всех территориях России, и это обеспечит устойчивую двухстороннюю связь регионов с федеральным центром. Все эти меры, безусловно, помогут малому и среднему бизнесу занять подобающее место в экономике страны.