За нефтяными пятнами проследят

Биоресурсы Ангары после загрязнения пока не пострадали

Пятна нефтепродуктов, вылившегося в Ангару в конце апреля, достигли Братского водохранилища. Специалисты говорят, что устранить их сложно, поскольку из-за штормов пятна перемешиваются с водой. Первые анализы воды, сделанные в районе Балаганска, показывают небольшое превышение ПДК нефтепродуктов, и то лишь в некоторых местах. Однако вопрос о том, безопасна ли для употребления рыба, остается открытым.

Если с водой ситуация более-менее ясна, то вопрос сохранности биоресурсов остается открытым. Не раз звучала информация о том, что попавшее в реку топливо стало причиной гибели гаммаруса, рыбы и птиц.

25 апреля на локальном нефтепроводе «Комбината Росрезерва Прибайкалья» была обнаружена незаконная врезка. Она была в непосредственной близости от коллектора ливневых стоков ООО «Усольехимпром» – именно по нему более 300 тонн горючего попало в Ангару. Предполагаемый ущерб, причиненный Ангаре от загрязнения нефтепродуктами, составил около 500 млн рублей.

В зоне ЧС оказались города Свирск и Черемхово, которые почти неделю были отключены от центрального водоснабжения.

 – Мы проехали до Березовки, Бархатовки, где у нас наиболее концентрированное количество береговых загрязнений. Сплывы по реке идут, но они разного характера, на воде были по 2–3 километра тоненьких полосок пленки. Мы пытались копать на берегу в Березовке штыковой лопатой, она оказалось промасленной. Это был песчаный хороший пляж в несколько сотен метров длиной, сейчас весь песок пропитался топливом. Туда приезжает немало отдыхающих, и мы пытаемся сейчас перекрыть им доступ, – рассказал мэр Свирска Владимир Орноев.

В министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области прошло заседание рабочей группы, где рассматривалась ситуация с загрязнением Ангары. В его работе приняли участие руководители нескольких  муниципалитетов, представители различных федеральных служб, МЧС. Они решили на месте изучить обстановку в Березовке и других местах побережья, чтобы понять, возможно ли очистить берег от нефтепродуктов. Трудность заключается еще и в том, что не везде сможет подобраться техника. Есть способ утилизации отходов с помощью опилок, но их потребуется очень много. Да и рабочей силы пришлось бы задействовать немало. А вопросы финансирования мероприятий по ликвидации ЧС, компенсации понесенных затрат, по словам участников заседания, решаются сложно.

Чтобы не расходовать лишние средства, на заседании было принято решение отказаться от облета территории на вертолете.

– Пока нет смысла проводить обследование вертолетом, поскольку сейчас на Ангаре штормовая погода, пятна перемешиваются, и визуальное обследование той территории, где сейчас ниже по течению должны быть загрязнения, не даст результатов. Визуально пятна не просматриваются. Что касается воды, то данные Гидрометцентра не дают нам экстремально высоких и высоких загрязнений, то есть концентрация в норме, – отметила замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова.

Директор ФГУ «Востсибрегионводхоз» Иван Иляшевич согласен с этим доводом. По его информации, в районе населенного пункта Молька Усть-Удинского района местные жители наблюдали на водной глади полосу маслянистой пленки. Специалисты направились на место для обследования, однако из-за сильного ветра пятно исчезло с поверхности воды. На прошлой неделе сотрудники предприятия сделали анализы проб воды, взятых в той части Братского водохранилища, которая проходит по территории Балаганского района.

– Пробы, взятые на правом берегу, показали следующее: на глубине 50 сантиметров – превышение предельно–допустимых концентраций нефтепродуктов составило 1,4; на глубине полтора метра – ПДК не обнаружено, на отметке 3 метра – превышение ПДК составило 1,2. На середине реки, на глубине 30 сантиметров – превышение ПДК составило 1,2; на других глубинах следов нефтепродуктов не обнаружено. Что касается левого берега, то там выявлено загрязнение на глубине полутора и трех метров, – доложил Иван Иляшевич.

Директор ФГУ «Востсибрегионводхоз» предложил провести обследование водохранилища на участке Черемховского, Балаганского и Усть-Удинского районов, передвигаясь на катерах. При том, по его заверению, только своими силами предприятие с этой работой не справится. Также было предложено пока оставить на реке боны, установленные в конце апреля

Если с водой ситуация более-менее ясна, то вопрос сохранности биоресурсов остается открытым. Не раз в СМИ звучала информация о том, что попавшее в реку топливо стало причиной гибели гаммаруса, рыбы и птиц. Владимир Орноев сообщил, что неделю назад видел мертвых пернатых. Однако, как заметила Нина Абаринова, погибших птиц или животных никто не привозил в Иркутск для проведения анализов. Пока это не будет сделано, утверждать с точностью, что послужило причиной их смерти, нельзя. Тем не менее, проблему изучить необходимо. По информации Нины Абариновой, сейчас решено провести исследование уникальной колонии цапель в Балаганском районе.

Глава этого муниципального образования Надежда Жукова коснулась другого важного аспекта, связанного с загрязнением водохранилища.

– Хорошо, что хоть ситуация по воде начала проясняться. У нас питьевое водоснабжение производится из подземных источников. Однако население волнует вопрос, можно ли есть рыбу, выловленную в Ангаре. Для многих наших людей охота и рыбалка являются основными источниками доходов. Некоторые рыбаки жалуются, что рыба пахнет нефтепродуктами. Однако я в течение месяца не могла добиться ответа, какая служба должна проводить анализы рыбы, – посетовала мэр Балаганского района.

На территории района официально занимаются добычей рыбы шесть промысловых бригад, у которых специалисты администрации, Россельхознадзора и Рыбоохраны и взяли рыбу на анализы. Сделать их должны в Иркутске, в лаборатории ветеринарной службы. Результаты пока не озвучены.

– Мы договорились, что исследования будут проводиться каждые две недели. Для чего это надо? Чтобы в случае подтверждения загрязнения воды и рыбы объявить территорию зоной экологического бедствия, – продолжила Надежда Жукова.

Участники рабочей группы решили, что проводить мониторинг ситуации на Братском водохранилище необходимо постоянно. Причем рыбу надо брать на анализы из разных рыбохозяйственных участков, что покажет более объективную картину. И помощь в этой работе должны оказывать в первую очередь сотрудники Рыбоохраны.