Сорняки коррупции любят сквозняк в законодательстве

Руководитель регионального управления ФАС Валентина Заморина получила от спикера Законодательного Собрания Иркутской области Людмилы Берлиной персональную благодарность за активное участие в межрегиональной конференции «Общество, власть, бизнес: развитие без коррупции», которая прошла в Иркутске в конце апреля под эгидой ассоциации «Сибирское соглашение».

На этом авторитетном форуме глава конкурентного ведомства Приангарья выступила с докладом: «Антимонопольный контроль в борьбе с коррупцией». Председатель парламента отмечает, что выступление Замориной отличалось «выверенным государственным подходом, высокопрофессиональным знанием проблемы».

Валентина Заморина исчерпывающе полно представила панораму комплексного ущерба, который терпит государство, а значит – и все население, от коррупционных действий нечистоплотных чиновников. Бюджеты разных уровней несут прямые финансовые потери, связанные с заключением невыгодных для казны сделок. Таких, как завышение цен закупаемой продукции, включение предоплаты в госконтракты по поставкам и работам вместо отсрочки платежа, искусственное занижение платы за аренду имущества, необоснованное предоставление его в безвозмездное пользование, манипуляции с тарифами ресурсоснабжающих предприятий, деформации формирования цен на услуги и работы государственных и муниципальных учреждений. Практикуются и количественные утечки из общего достояния. Это бывает, когда искажаются объемы поставляемых материалов или оказанных услуг. Значительные потери государству приносят и ненадлежащее исполнение заключенных договоров, поставки некачественных товаров, недоброкачественное предоставление услуг, недостаточный контроль за исполнением государственных и муниципальных контрактов, нерадивое содержание казенного имущества или его нецелевое использование.

Все эти многоликие и хитросплетенные способы «присосаться» к денежкам налогоплательщиков, помимо видимых конкретных убытков, наносят державе и долговременный, трудно измеримый вред. Ухудшается инвестиционный климат, падает доверие населения к власти, расшатываются экономическая и финансовая системы страны, нарушаются принципы свободной конкуренции.

Коррупция, приобретая зловещие масштабы и трудноуловимые черты, пронизывая самые разные сферы общественной жизни, кажется непреодолимой. Устранить ее тотально, окончательно и бесповоротно не удалось ни одному из современных государств. Но это не значит, подчеркнула докладчица, что следует расписаться в безнадежности и неэффективности мер по борьбе с нею. Напротив, необходимо приложить усилия, чтобы эти меры стали постоянными, а не эпизодическими, всеохватными, а не локальными или отраслевыми, носили систематический, комплексный и конкретный характер. При этом не стоит уповать на всесилие запретительных и карательных механизмов, считает почетный работник антимонопольных органов России Валентина Заморина.

– Необходимо решать проблему не столько усилением ответственности, сколько исключением самой возможности для коррупции, – убеждена Валентина Андреевна. – А это дело вполне посильное и «упирается» оно в правила, существующие в стране, то есть в законодательство. Если сдавать в аренду государственное имущество можно в произвольном порядке – коррупция просто неизбежна. Если у нас до сих пор земельные участки можно распределять без проведения торгов – при их «раздаче» обязательно ждите коррупции. Если у нас есть вилка применения санкций в Кодексе административных правонарушений и предполагается накладывать санкции в зависимости от степени вины или произвольно закрывать дело по непонятной формулировке «малозначительности нарушения» – наложение санкций чревато коррупцией. Это очевидные примеры, которые можно приводить десятками. Здравый смысл предопределяет: когда человек распоряжается имуществом или имущественными правами не своими, а государственными, то либо мы имеем жесткие правила, исключающие возможность принятия субъективных решений, либо мы имеем коррупцию.

Об усилиях антимонопольщиков на фронте борьбы с коррупционными явлениями глава контрольного ведомства рассказала беспристрастным языком цифр. В минувшем году иркутским УФАС проведено 10 плановых проверок муниципалитетов. Выявлено 281 нарушение, из которых добровольно, до возбуждения дела, устранено 40% (это и отмена незаконных актов органов власти, и прекращение противоправных действий или бездействия). Чаще всего незаконному регулятивному вмешательству хозяйствующие субъекты подвергаются на рынках операций с недвижимостью, включая землю, при перевозке пассажиров автотранспортом, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Не изжита практика совмещения функций публичных органов с функциями хозяйствующих субъектов.

В сфере контроля государственного и муниципального заказа за прошлый год защитники конкуренции рассмотрели 331 жалобу на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Обоснованными из них признаны 77, то есть 23%, выдано 95 предписаний. Десятью плановыми и 29 внеплановыми проверками выявлено 100 нарушений. Чаще всего они касаются нарушения порядка отбора участников аукционов, включения в конкурсную документацию пунктов, ограничивающих количество претендентов на заказ, а то и подготовки документации под конкретного исполнителя и других моментов. 92 должностных лица привлечены к административной ответственности в минувшем году на сумму почти в два миллиона рублей. И, что еще тревожнее, за первый квартал текущего года таких штрафников на учете УФАС оказалось уже 98.

Порядок и коррупция плохо уживаются между собой – такой была основная мысль доклада. Там, где выработан порядок, – разумный, детальный, неукоснительный, очень трудно, практически невозможно «мутить воду», чтобы ловить в ней большую и маленькую рыбку неправедных доходов. Там же, где его нет, гоняться за коррупционерами можно до бесконечности.