28 мая 2012

Участники “Байкальского гостеприимства” раскритиковали областной гостиничный бизнес

Гостиничному бизнесу Иркутской области не хватает качественного сервиса, гибкости в управлении, а также четкой политики в развитии туризма. Такое мнение высказали участники второго международного форума «Байкальское гостеприимство – 2012», который прошел в Иркутске 24–25 мая.

Заместитель руководителя агентства по туризму Иркутской области Агния Шангина на открытии форума «Байкальское гостеприимство» рассказала, что в настоящее время в Приангарье функционирует 214 гостиниц, 151 база отдыха (главным образом, на побережье Байкала), 46 курортов и санаториев. Самые крупные отели (на 2,6 тыс. мест) расположены в Иркутске. Основными игроками гостиничного рынка являются управляющая компания «Гранд Байкал» и Ассоциация «Байкальская виза».

– Задача региональных и местных властей – наполнение гостиниц, то есть развитие туризма в регионе, – отметила Агния Шангина. – С каждым годом турпоток в Иркутскую область растет. В 2011 году мы приняли 750 тыс. гостей, в 2010 году – 670 тыс. туристов. Объем платных услуг также увеличивается и в прошлом году составил 6,8 млрд рублей. Чтобы привлечь туристов в Приангарье, правительство области проводит событийные мероприятия. Среди них различные фестивали, конкурсы, форумы, конференции. На это лето запланирована богатая программа по приему гостей из Китая. Сначала к нам прибудут участники автопробега Пекин – Москва, потом китайские репортеры, которые будут освещать туристские возможности региона. В июле приедут главы крупных туркомпаний Китая, а в сентябре пройдет второй российско-китайский форум.

Вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов заявил на форуме, что городу очень сложно конкурировать с таким брендом, как Байкал. Хотя потенциал Иркутска высокий. Кроме того, по его словам, гостиничный бизнес, представленный в областном центре, предлагает услуги очень низкого качества.

– Если раньше важно было увидеть достопримечательности, то сегодня сервис начинает выходить на первый план, – говорит Дмитрий Разумов. – Когда открывается гостиница, очень сложно держать ее на высоком уровне. И нередко бывает, что со временем собственники расслабляются, гостиницы теряют позиции. К сожалению, в Иркутске качество сервиса как в гостиницах, так и в ресторанах очень низкое. При этом цены довольно высокие.    

Генеральный директор управляющей компании «ГОСТ отель менеджмент» Сергей Колесников по этому поводу заявил, что стоимость гостиничных услуг вряд ли снизится. Особенно в Приангарье, где наблюдается ярко выраженная сезонность.

– В России цены будут всегда выше заграничных, потому что помимо постоянного роста энерготарифов, коммунальных платежей, у гостиничного бизнеса есть еще большая зависимость от политических процессов, – считает Сергей Колесников. – Гостиничный бизнес – самый трудный из всех сфер экономики. Слишком много рисков и зависимостей. Но хотелось бы порекомендовать местным отельерам быть гибче при управлении номерным фондом. К примеру, в моих гостиницах ни разу не было одинаковой цены за номер. Стоимость постоянно варьируется, чтобы привлечь клиента. Это глубоко технологические процессы, в которых нужно разобраться и грамотно использовать. Борясь за качество, мы должны бороться и за доходность.

В Иркутске загрузка гостиниц в среднем по году составляет около 50%, на побережье

Байкала еще ниже – 38–40%. Зато летом в пик сезона или при проведении крупных мероприятий (например, Байкальского экономического форума) мест в гостиницах катастрофически не хватает. Сергей Колесников предложил местным властям совместно с туроператорами усилить работу по развитию событийного туризма, чтобы создать благоприятные условия для функционирования гостиничного бизнеса:

– На сегодняшний день развитие туристской деятельности проходит в каком-то авральном режиме. Причем гостиничный бизнес занимается не своим делом – пытается привлечь туриста различными предложениями и мероприятиями. В результате качество сервиса на низком уровне, а заполняемость гостиниц изменилась несущественно. Формированием целевого потока должны заниматься власти и турбизнес. Стоит напомнить, что гостиница – это не турпродукт, а всего лишь койка, которая обеспечивает турпродукт. При этом мы видим, что в Иркутске темпы строительства гостиниц растут, в отличие от авиаперелетов в Иркутск. О чем думают инвесторы? Гостиничный бизнес в лучшем случае окупится за десять лет.

Местные отельеры отметили, что гостиничный рынок в итоге достигнет потолка, и призвали администрацию города создавать равные условия для всех игроков. Еще одной просьбой к мэрии стала разработка и утверждение программы развития туризма в Иркутске.

Участники форума «Байкальское гостеприимство» также обсудили пути повышения доходности при управлении гостиничным предприятием, механизмы привлечения инвестиций в туристические проекты, новые технологии в эксплуатации гостиниц. В рамках форума прошел круглый стол «Персонал: обучение, наставничество, мотивация» и семинар «Современные методы продвижения гостиничного продукта через системы бронирования и резервирования». Рассмотрение актуальных проблем гостиничного бизнеса продолжится в следующем году в Улан-Удэ, где пройдет третий международный форум «Байкальское гостеприимство».

Другие материалы