18.05.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
18.05.2012 07:15

«Сибирский Третьяков» Владимир Сукачев

«Сибирский Третьяков» Владимир Сукачев

Имя иркутского городского головы Владимира Сукачева даже спустя почти 100 лет после его смерти до сих пор на слуху. Отчасти, во многом благодаря тому, что его носит областной художественный музей, основателем которого он по праву считается. Однако не все знают, что славой столичного европейского города, закрепившейся за Иркутском в конце XIX века, которой мы продолжаем гордиться по сей день, горожане обязаны именно деятельности городского головы, новатора и мецената Владимира Сукачева.

– Владимир Платонович Сукачев для одного человека сделал очень много, – считает директор Иркутского областного художественного музея Елена Зубрий. – Эта была уникальная для своего времени личность, соединившая в себе европейское образование со знаниями и любовью к малой родине. Будучи городским головой, Владимир Сукачев хотел поднять Иркутск до европейского уровня, поэтому он впервые проводит телефонизацию, впервые в домах появляется электричество. Он озеленяет город, как это было принято в Европе – облагораживает насаждениями Набережную, улицу Карла Маркса, разбивает возле драмтеатра сквер и у Спасской церкви парк, который мы видим и сейчас. Кроме того, Владимир Сукачев впервые организовал в Иркутске систему пожаротушения, ведь он приехал сюда через три года после страшного пожара 1879 года. Словом, не было такой области в жизни общества, в которой он бы не проявил себя как личность.

Купец и потомственный дворянин

Владимир Сукачев родился в Иркутске в 1849 году в семье чиновника министерства юстиции, надворного советника Платона Сукачева и дочери почетного гражданина Иркутска Никанора Трапезникова – Аграфены.

– Когда смотришь на ее портрет из семейной галереи Сукачева, ее тонкие черты лица, то понимаешь, что обликом она была больше похожа на дворянку, – считает ведущий специалист по русскому искусству художественного музея Людмила Снытко. – И хотя она скончалась в 30 лет, когда Володе был всего год, он, вероятно, впитал самые теплые воспоминания своего отца о матери и перенес их потом в свою семью. Его отец Платон Сукачев был личностью неординарной, об этом говорит уже тот факт, что, будучи успешным петербургским чиновником, он добровольно выбрал Иркутск местом службы. Здесь он проработал более 30 лет при губернаторе Муравьеве-Амурском и даже заслужил дворянство. О том, как он воспитывал своего сына, к сожалению, сведений нет. Однако известно, что, потеряв супругу, он до конца жизни оставался вдовцом. Всего у них было шесть детей, но пятеро в младенчестве умерли. Может быть, поэтому Платон Петрович свою жизнь посвятил единственному сыну, и когда Владимир окончил иркутскую мужскую гимназию и поехал учиться, отец подал прошение об отпуске и об отставке, чтобы быть рядом с сыном.

Окончив в 1867 году иркутскую гимназию, Владимир Сукачев получает образование на естественном факультете Киевского университета, а потом переходит на юридический факультет Петербургского университета, где принимает деятельное участие в организации сибирского землячества. Вскоре он женился на уроженке Новогеоргиевки Надежде Долженковой-Любим, а в начале 1880-х годов вернулся в Иркутск.

– Примечателен тот факт, что студентом Владимир Сукачев приезжает в родной Иркутск из Петербурга и направляет сюда приобретенные им картины, – отметила Людмила Снытко. – То есть можно предположить, что он еще тогда собирался жить здесь и всю свою деятельность посвятить родному городу.

Городской голова и меценат

Три срока – с 1885 по 1897 год Владимир Сукачев избирался Иркутским городским головой. И такое доверие он заслужил по праву. Приехав в Иркутск, Владимир Сукачев в 1881 году начал работать в городской управе, и через некоторое время его избрали гласным. «Время было трудное. После губительного пожара город еще лежал в руинах. Для восстановления городского хозяйства Сукачев выделяет значительные суммы из своих личных средств на благоустройство города. После разрухи, связанной с истребительным пожаром, в Иркутске появилось много обездоленных людей, особенно беспомощными, без крова и пищи, оказались престарелые женщины-одиночки. Пытаясь облегчить их незавидную участь, Сукачев в 1882 году на свои средства построил здание на 2-й Иерусалимской улице и открыл здесь богадельню, – пишет в своей книге «Владимир Сукачев» первый исследователь его биографии, бывший директор Иркутского художественного музея Алексей Фатьянов.

Через три года избранный единогласно городским головой и получив наследство по завещанию своего дяди, богатого золотопромышленника Трапезникова, Владимир Сукачев значительную часть этого капитала направил на благотворительные цели. Особенно большое внимание он уделил народному образованию. На его средства построены Глазковская, Крестовоздвиженская и Знаменская начальные школы. На территории собственной усадьбы он основал женскую начальную бесплатную четырехклассную школу, которую возглавила его жена Надежда.

– Привлекая купеческие капиталы, он заново отстраивает гимназии, на свои личные деньги строит дом для учителей-погорельцев, – подчеркнула Елена Зубрий. – Здравоохранение при нем тоже перешло на новый уровень, строится Базановский детский приют, сейчас это глазная клиника, Ивано-Матренинская больница, для которой он на собственные деньги построил ограждения. Он же заложил основу будущего мединститута, открыл общество слепых, построил Ремесленное училище, развивал транспорт. Он стал инициатором строительства каменного здания драмтеатра и большинства первых каменных зданий в центре, ведь Иркутск был до этого деревянным. Словом, он все поднимал до европейского уровня, ведь неспроста императорский двор присвоил ему звание почетного гражданина. Кроме того, Владимир Сукачев уже в конце 1980-х возглавил Восточно-Сибирское отделение императорского русского географического общества. Кстати, при нем строилось здание краеведческого музея.

Владимир Сукачев отдал много сил работе Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. На свои средства он организовал экспедицию Григория Потанина в Монголию и Китай, а все ценнейшие материалы, собранные ею, передал в музей общества. На личные средства Сукачевым были изданы первые книги об Иркутске: в 1892 году «Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири», в 1902 году «Первое столетие Иркутска», вышедшая в Петepбypгe, в 1900 году «Открытые письма» с видами Байкала и Иркутска. Все сборы от реализации этих изданий были направлены в пользу Общества содействия учащимся сибирякам в Петербурге и Общества иркутских общедоступных курсов.

Словом, его вклад в развитие Иркутска и предместий трудно переоценить. Писатель Антон Чехов, посетивший Иркутск летом 1890 года, написал: «Иркутск – превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад, хорошие гостиницы… Нет уродливых заборов, нелепых вывесок и пустырей…».  

«Одна из редкостей Сибири»

Деяний Владимира Сукачева в должности городского головы было бы достаточно, чтобы его имя с благодарностью вспоминали потомки. Однако он сделал для Иркутска гораздо больше – открыл первую публичную картинную галерею и заложил основы Иркутского художественного музея, в основе которого лежит его бесценная коллекция, подаренная городу.

«Он – элегантный сибиряк, с которым знакомы наши парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири. Эта галерея удивила меня, т.к. во время путешествий по Сибири редко удавалось встретить произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я очень ценю… Картины эти производят большое впечатление своим истинным колоритом и изяществом изумительных контуров», – пишет в своих воспоминаниях о Владимире Сукачеве путешественник Жюль Легра. Однако городской голова был не просто коллекционером картин, каких в то время было немало.

– Личность Владимира Сукачева стоит особняком даже среди выдающихся коллекционеров и меценатов своего времени, ведь никто из них не поднимал вопрос о картинной галерее для города и о будущем художественном музее, они просто собирали произведения искусства для себя, – считает Людмила Снытко. – Самое грустное: имея хорошие коллекции, как например, собрание западноевропейской гравюры у купцов Басниных, которая сейчас находится в Музее им. Пушкина, они уезжали в Москву и все увозили с собой. И только один Владимир Сукачев подарил картины Иркутску.

Усадьба Сукачева, где располагались картины из его коллекции, была всегда открыта для посещения общественности. Младший сын Сукачева Владимир Владимирович, с которым познакомился Алексей Фатьянов, вспоминал, что отец выделял специальные дни для приема, прежде всего, школьниц его супруги и других детей, и больше всего любил сам проводить экскурсии. Еще будучи студентом Петербургского университета, он не пропускал ни одной художественной выставки, устраиваемой в столице, и картины начал собирать в 20-летнем возрасте.

– Вкус у Владимира Сукачева был отменный, – подчеркнула Людмила Снытко. – Даже сейчас, когда в XX веке наша коллекция пополнилась замечательными произведениями русских художников, те работы, которые собирал Владимир Сукачев, наиболее высоко оценены специалистами. Мало того, что он угадал имена будущих классиков русской живописи Репина, Клодта, Саламаткина, Савицкого, в собрании ценно то, что это отнюдь не салонная живопись для услаждения глаз. Недаром мы называем Владимира Сукачева сибирским Третьяковым, потому что он тоже выше всего ценил русское искусство, и даже вкусы у них совпадали. У обоих было стремление к правде и социальности в живописи. Например, такие работы, как «Мальчик с гармоникой» Кудрявцева, «Нищий савояр» Маковского, «Гаваньский чиновник» Богданова, «Няня» Платонова, связанные с тяжелой жизнью простых людей. Но больше всего Сукачев любил пейзажи, и в его коллекции есть работы таких известных мастеров, как Клодт, Сергеев и другие. А когда коллекцию Сукачева узнали в столице, искусствоведы постоянно стали обращаться к ней. Например, сейчас ни одной монографии Репина нельзя представить без «Нищей», и почти все картины из коллекции Сукачева опубликованы в столичных изданиях.

И все это, по задумке Владимира Сукачева, должно было быть доступно иркутянам. Его друг и единомышленник, исследователь Григорий Потанин в своих воспоминаниях пишет, что Владимир Сукачев желал сделать в Иркутске художественный музей, и они часто обсуждали, каким он должен быть.

«До недавнего времени доминировал прямолинейно-схематичный взгляд на деятельность Сукачева. Его сын Владимир в своих кратких и достаточно поздних воспоминаниях замечал, что отец «первые картины приобретал для украшения нашей квартиры, а мысль о создании картинной галереи, думаю, возникла у него в конце 1980-х годов». Однако в данной версии имеется одна существенная неувязка, это совершенно противоречит их экспонированию на иркутских выставках уже с 1870-х годов. Ведь по существу Владимир Сукачев является одним из зачинателей и организаторов в российской провинции художественного музея широкого профиля. Понимая, что экспонирование в Иркутске оригиналов мировой художественной классики неосуществимо, он заказывает профессиональным художникам копии с шедевров мирового искусства (Рафаэль, Рубенс)», – пишет в книге «Завещано потомкам» доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Болеслав Шостакович.

Причем он делает это уже после того, как покинул Иркутск навсегда, оставив свою галерею и усадьбу под надзором помощников. Этот факт ставит Владимира Сукачева в один ряд с зачинателями музейного дела не только России, но и мира, ведь данный процесс начал развиваться только в конце XIX века.

Но, к сожалению, Владимир Сукачев не смог осуществить свои мечты. В 1905 году он из-за болезни жены уехал в Петербург, оставив усадьбу с галереей на попечении поверенного. В столице он начал издавать журнал «Сибирские вопросы», который существовал с 1905 до 1914 года, в нем помещались материалы, которые не пропускались сибирской цензурой на местах. В 1910 году он в последний раз приехал в Иркутск, обратился к местным властям с просьбой организовать музей для его коллекции, те предложили ему построить здание, но денег у него уже не было, ведь все свое наследство он отдал городу. В начале 1917 года серьезно больной Владимир Сукачев вместе с женой, дочерью и внуком уезжает лечиться в Крым. Тяжкий недуг подорвал его здоровье, и ему не удалось дожить до тех дней, когда галерея стала собственностью народа. В феврале 1920 года она была национализирована и передана государству.

«Я люблю тебя, Надин!»

Иркутскому областному художественному музею имя Владимира Сукачева было присвоено в 1990 году. Сейчас его вклад в развитие иркутской культуры до сих пор изучается, а память о нем бережно хранится музеем. На сегодняшний день почти завершена реставрация мемориальной усадьбы Сукачева, и стены главного дома украшают картины из его коллекции. Начата реставрация уникального парка, а скоро в нем появится памятник Владимиру и Надежде Сукачевым.

– Мы хотим, чтобы они сидели на скамейке, и Владимир Платонович передавал бы Надежде Владимировне записку, где на четырех языках написано: «Я люблю тебя, Надин!», – рассказала Елена Зубрий. – Наверное, это было очень сильное чувство, вед он писал ей это послание, когда ему было под 50 лет. Они пронесли свою любовь через всю жизнь, вырастили четырех чудесных детей, каждый из которых по-своему реализовался в жизни. Поэтому мы считаем, что их брак может служить примером, и надеемся, что у молодоженов скоро появится новая традиция – в день свадьбы прикасаться к этой трогательной записке.