В районы Приангарья полетят новые самолеты

Современные авиалайнеры заменят устаревшие Ан-24

Иркутская область первой из всех регионов Сибири выполнит поручение президента страны по модернизации системы внутренних авиаперевозок.

В сентябре этого года парк воздушных судов авиакомпании «Ангара» пополнится тремя новыми самолетами Ан-148. А в течение последующих двух лет в Приангарье поступит еще семь таких лайнеров. Это произойдет благодаря соглашению, подписанному в ноябре 2011 года между ОАО «Ильюшин Финанс Ко», ЗАО «Авиакомпания «Ангара» и Управляющей компанией «Истлэнд» в присутствии губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева.

Вопрос о вхождении правительства Приангарья в акционерный капитал ЗАО «АК Ангара» был рассмотрен на недавнем заседании инвестиционного совета региона. Дмитрий Мезенцев сообщил, что правительство планирует получить блокирующий пакет – 25% +1 акция.

– Мы должны продумать совместные шаги, направленные на то, чтобы надежность авиасообщений в Иркутской области стала принципиально другой. Замечания жителей, в особенности северных территорий, по качеству услуг, предоставляемых авиаперевозчиками, зачастую справедливы. Парк воздушных судов устарел, в ближайшей перспективе самолеты Ан-24 должны сойти с маршрута, но мы не имеем права оставить людей без гарантированного авиасообщения. Именно поэтому мы ведем переговоры о приобретении для региона новых лайнеров, и получим их уже в этом году, – сказал губернатор.

Дмитрий Мезенцев также отметил, что область будет дотировать лизинговые платежи за приобретаемые новые машины и заниматься возрождением малых аэродромов. В частности, планируется вернуть в строй один из закрытых аэропортов. В этом году из регионального бюджета на все эти цели выделяется 137 млн рублей.

«Парк воздушных судов устарел, в ближайшей перспективе самолеты Ан-24 должны сойти с маршрута, но мы не имеем права оставить людей без гарантированного авиасообщения. Именно поэтому мы ведем переговоры о приобретении для региона новых лайнеров, и получим их уже в этом году».

Брак по расчету

Анатолий Юртаев, директор авиакомпании «Ангара», представил на заседании инвестиционного совета проект по развитию авиаперевозок, обратив внимание на его социальную направленность.

Дмитрий Мезенцев подчеркнул, что, выделяя средства областного бюджета, правительство региона надеется получить снижение тарифов на перевозки и льготные билеты для ветеранов, школьников, студентов, других категорий граждан.

– Мы можем идти на дотации, только если это выгодно людям, – заявил глава Приангарья.

В 2012 году предусмотрена региональная субсидия на возмещение затрат по лизинговым платежам за три воздушных судна. Анатолий Юртаев сообщил, что после реализации проекта безопасность авиаперевозок повысится, появятся новые рабочие места, возрастет роль иркутского воздушного узла. Кроме того, с 2016 года ожидаются дополнительные поступления в бюджет области – до 2,6 млрд рублей. Тарифы на перевозки должны снизиться на 15–30% к 2015 году.

Компания «Ильюшин Финанс» оценила проект как позитивный и вкладывает в него наибольшую из всех участников часть средств. По прогнозам, развитие Восточно-Сибирского индустриального пояса приведет к иному позиционированию Иркутска, и авиационные перевозки в регионе приобретут большее значение, чем железнодорожные.

Правительство Иркутской области в целом в течение двух лет планирует вложить в реализацию проекта 390 млн рублей. Как подчеркнул Дмитрий Мезенцев, это в полтора раза меньше, чем на народные инициативы и в три раза меньше, чем на поддержку села.

Имея блокирующий пакет акций, правительство может продать ценные бумаги после 2015 года и получить доход, а может продолжить принимать участие в управлении авиакомпанией.

Модернизация авиапарка

Соглашение, в рамках которого в Приангарье поступят новые самолеты, реализуется в соответствии с поручениями руководства страны по развитию региональных авиаперевозок и срочным мерам по модернизации местных авиапарков. В целях успешной реализации достигнутых соглашений правительство Иркутской области планирует разработать меры поддержки эксплуатации самолетов Ан-148. Для этого потребуется содействие в переоснащении инфраструктуры малых аэропортов под прием нового воздушного судна и улучшение их аэронавигационного обеспечения.

Авиакомпания «Ангара», входящая в группу компаний «Истлэнд», в свою очередь намерена существенно расширить географию перевозок пассажиров в Байкальском регионе, наладить межрегиональные сообщения внутри Российской Федерации, а также развивать международные туристические связи особых экономических зон «Ворота Байкала» (Иркутская область) и «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) со странами Юго-Восточной Азии.

Необходимость обновления авиапарка, что называется, назрела. Напомним, в июле 2011 года глава государства выступил с инициативой запретить полеты самолетов Ан-24, поскольку они «морально и физически устарели». Авиалайнеры этого типа впервые стали выполнять пассажирские рейсы в 1962 году, и им действительно требуется замена. Официальный срок службы самолета – 50 лет. Самый старый Ан, летающий в Иркутской области, был выпущен в 1968 году, самый молодой – в 1976-м.

Минтранс России рассматривал возможность вывода самолетов Ан-24 из эксплуатации на регулярных воздушных линиях. Однако вскоре стало понятно: быстро отказаться от Ан-24 не получится, потому что это, прежде всего, региональный самолет, и в места, куда он летает, зачастую другим транспортом добраться невозможно. К тому же на небольшие региональные аэродромы современный среднемагистральный лайнер просто не сядет.

Выход из этой ситуации Минтранс видел в следующем: использовать Ан-24, но только при его оснащении системами, предупреждающими столкновение с другими воздушными судами и землей. Ряд экспертов тут же заявили: такие затраты для авиакомпаний не оправданы, экономического смысла в установке современного оборудования на устаревший самолет просто нет.

Таким образом, пока приемлемой альтернативой Ан-24 можно назвать лишь Ан-148. Дальность его полета – 2–7 тыс. км, и лайнер годится не только для региональных перевозок, но и, в том числе, для международных. По мнению директора авиакомпании «Ангара» Анатолия Юртаева, Ан-148 даст Иркутской области дополнительные преимущества и существенный толчок к развитию туристической индустрии.

К тому же Ан-148-100Е наиболее оптимален для эксплуатации в условиях Сибири. Самолет может садиться как на искусственные, так и на грунтовые полосы. Ему не страшны низкие температуры.

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта региона Петр Воронин на заседании инвестсовета высказал ряд замечаний по проекту. В частности, вместимость нового лайнера практически в два раза превышает характеристики Ан-24. Если за один рейс перевозить большее количество пассажиров, то, по мнению Петра Воронина, частота полетов снизится. Также, министр полагает, что самолет с дальностью полета 2–7 тыс. км нецелесообразно сажать через каждую тысячу километров.

Дмитрий Мезенцев поручил проработать структуру маршрутов и дать предложения по частоте полетов. Губернатор также поручил министерству экономического развития и промышленности, министерству жилищной политики, энергетики и транспорта региона совместно с авиакомпанией «Ангара» подготовить предложения по развитию сети региональных пассажирских перевозок и реконструкции аэропортов Приангарья.

СПРАВКА:

Ан-148-100Е – ближнемагистральный пассажирский самолет, рассчитан на перевозку 70–80 человек. Дальность полета до 7 тыс. км. Крейсерская скорость – 820–870 км/ч. Производится на Воронежском акционерном самолетостроительном заводе и Киевском заводе «Авиант». Первый полет был совершен в 2004 году. Десять пилотов авиакомпании «Ангара» уже прошли подготовку на новейших комплексных тренажерах Ан-148 в авиационном учебном центре в Домодедово.