30.04.2012 17:15
Рубрики
Культура
30.04.2012 17:15

Секретной операции «Аляска – Сибирь» – 70 лет

Семьдесят лет прошло с начала того момента, как СССР и США, союзники во второй мировой войне, организовали  воздушный мост «Аляска – Сибирь – Фронт». Эта уникальная операция по перегону военных самолетов из США в Советский Союз долгое время была засекречена, а в годы войны фашистская коалиция не смогла провести ни одной диверсии по маршруту «АлСиба». Для функционирования авиационной трассы были вовлечены аэродромы в Бодайбо, Витиме, Улькане, Киренске и Нижнеилимске.

8 тыс. самолетов было перегнано по маршруту «АлСиба» во время войны.

Всего с 1942 по 1945 годы по маршруту «АлСиба» было перегнано 8 тыс. самолетов. К сожалению, не всегда полеты заканчивались благополучно. Из-за плохих погодных условий и больших расстояний случались и авиакатастрофы. 113 летчиков, в том числе и уроженцев Иркутской области, погибли.

В преддверии Дня Победы на открывшейся в иркутском Доме офицеров выставке «Воздушный мост Аляска – Сибирь» представлены фотографии времен Великой Отечественной войны, схемы воздушных путей, информация об основных аэродромах Восточной Сибири, находки поисковых отрядов, обнаруженные в местах крушения самолетов пулемет, фрагменты фюзеляжа самолета, снаряды, фляжка.

– В истории «АлСиба» все еще много белых пятен. Первые документы, касающиеся авиационной перегоночной трассы, были рассекречены лишь в 1993 году. Сегодня поисковики по крупицам восстанавливают факты, возвращают имена. И работы предстоит еще много, – поделилась на открытии выставки руководитель поискового отряда «Эдельвейс» Нина Куршева.

Уже более десяти лет активисты общественной организации «Дань Памяти» и энтузиасты-поисковики из Иркутска, Нижнеудинска, Усть-Кута, Чунского и Тайшетского районов устанавливают имена погибших авиаторов, ведут поисковые работы на местах катастроф самолетов. Сейчас сразу пять отрядов готовы отправиться на поиски самолета замкомандира эскадрильи Григория Чуйко.

На выставке можно узнать не только о трагических моментах «АлСиба», но и о подвигах пилотов. Экспозиция открывается с фотографии летчика Дьякова. Когда в его самолете заклинило двигатель над Верхоянским хребтом, пилот сумел совершить посадку на лед реки, а затем еще две недели в нечеловеческих условиях при сильном морозе дожидался, пока его отыщут в этой глуши.

– Американские самолеты не были рассчитаны на такие морозы, поэтому остановки двигателей случались часто. Также из-за сложного горного ландшафта нередко приходилось летать на запредельных для военных самолетов высотах, летчики надевали кислородные маски и от многочасового дыхания кислородом теряли сознание, – объясняет причины катастроф журналист Михаил Денискин, который первым начал заниматься изучением истории «АлСиба».

На выставке пока представлена только треть экспозиции. Полностью все экспонаты зрители увидят в октябре, когда будет непосредственно отмечаться юбилей воздушного моста «Аляска – Сибирь».