16.03.2012 08:15
Рубрики
Общество
Теги
#итоги
16.03.2012 08:15

Победы рекламной цензуры

Одним из ярких достижений регионального управления ФАС минувшего года, без сомнения, можно назвать учреждение при нем общественного экспертного совета (ЭС) по рекламе, в который вошли лидеры общественных организаций, представители вузов, профессионалы информационного рынка, религиозные пастыри разных конфессий.

Всех этих неравнодушных людей объединило желание добиться порядка и моральной чистоты на рекламном поле.

Волонтеры при антимонопольной структуре выразили большую заинтересованность в работе и координации усилий, направленных на повышение законности и культуры в рекламном пространстве Приангарья. С большим энтузиазмом и взыскательностью они помогают антимонопольщикам оценивать сомнительные рекламные продукты, привлекать к ним общественное мнение, формировать нетерпимое отношение к недобросовестным и оскорбительным элементам креатива. Недаром к совету сразу возник и не угасает горячий интерес. Все заседания экспертов проходят в открытом режиме, при большом скоплении прессы, представителей рекламного бизнеса и других заинтересованных лиц.

За 2011 год совет успел провести два рабочих заседания. И на его счету уже есть конкретные реальные победы. По итогам голосования экспертов недопустимыми в глазах общественности были признаны ряд рекламных «творений», по поводу которых антимонопольщики возбудили делопроизводство. Завершены разбирательства о двух видеороликах на Братской студии телевидения «П***Ц высоким ценам на натяжные потолки», заказанных ООО «ППЦ»; об откровенно неприличном плакате на остановке Джамбула в Иркутске, приглашавшем на любительский стриптиз в кафе «Кокос». Эти рекламы признаны ненадлежащими как построенные на оскорбительных выражениях или картинках.

Заказчица рекламы стриптиза в «Кокосе» – предпринимательница Зинаида Бурмакина уже оплатила в казну 4 тыс. рублей штрафа. На днях внесло деньги в уплату штрафной санкции и братское предприятие «ППЦ», которому пришлось расстаться со 100 тыс. рублей. Некорректной признали эксперты и баннерную рекламу «Раньше покупать квартиру для любовницы было неудобно, а теперь удобно». Огромные рекламные щиты с этим креативом, наверное, помнят все иркутяне. Таким образом, рекламировались объявления на интернет-ресурсе irr.ru, принадлежащем холдингу «Из рук в руки». По всей видимости, такая наглядность распространялась и в других городах отечества. Совсем недавно, 9 февраля, именно этот макет баннера был признан содержащим оскорбительные образы, посягающие на институт семьи, на экспертном совете по рекламе при ФАС России в Москве. Иркутские эксперты дали ему такую же суровую оценку.

Стоит заметить: если разбирательства по возбуждаемым делам, а затем и надлежащее наказание нарушителей требуют времени, то сами плакаты, ролики и щиты бесследно исчезают с глаз населения сразу же, как только их обсудит коллегия экспертов. Попавшие «под прицел» рекламной цензуры, креативные вольности проваливаются сквозь землю. И это главное. Взыскательный суд общественности не оставляет шансов неблаговидным «шедеврам».

Зоркий глаз эксперта-общественника порой замечает не только рекламу, но и оформительские шалости некоторых магазинов. Один из самых активных членов ЭС православный священник Павел Телегин вынес на коллегиальное обсуждение концепцию новогоднего оформления витрины по улице Карла Маркса, 31. Магазин «Tescoma. Посуда для дома» нашел забавным сделать манекенов гуляками в праздничном застолье, снабдить шампанским в ведре, окружить бокалами, причем одного из них уронить лицом в салат, а другого – и вовсе под стол. Прохожие с улицы могли видеть лишь торчащие из-под скатерти ноги отключившегося выпивохи. Вся эта «идиллия», по единодушному мнению экспертов рекламного совета, не должна красоваться на всеобщем обозрении, внедряя стереотипы разнузданного поведения за новогодним столом. Несмотря на то что оформление витрины не является рекламой в юридическом смысле, а посему не входит в компетенцию антимонопольного органа, позиция представителей общественности по этому поводу все же была доведена до городской администрации. Департамент потребительского рынка провел с дирекцией магазина воспитательную работу. Не без некоторого сопротивления торговцев пирушка на витрине преобразилась. Исчезло ведро с шампанским, бутылки с алкогольными этикетками, компания манекенов приобрела более адекватный вид.

Сейчас в антимонопольном управлении ведется расследование по факту рекламирования водки «Градус» с мажорным девизом «Жизнь в цвете!», которую осудил экспертный совет. Возбуждено дело против рекламы служб знакомств в газете «Поехали!» города Братска. Недавно вынесено решение о ненадлежащей рекламе в Ангарске: «Я худею от суши», о которой было столько возмущенных отзывов земляков. Расследование длилось почти год. Рекламодатель, ненароком сделавший букву Д на баннерах практически нечитаемой, очень старался остаться инкогнито. На него пришлось вести настоящую «охоту». Наконец удалось доказать, что баннеры заказало ООО «Токио». Вскоре будет назначен штраф. Похудение с помощью суши обойдется заказчику буквально втридорога: по 100 тыс. рублей – за каждый из трех баннеров с непристойным каламбуром.