30.09.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
30.09.2011 12:00

Лекция

«Сегодня мы пытаемся  восстановить относительно скудное наследие, оставшееся нам после тяжелого периода становления советской власти. В процентном соотношении сибирский регион пострадал от разрушений памятников православного зодчества больше всех остальных регионов России. На момент Октябрьской революции только в Иркутске было около 40 храмов, на сегодняшний день сохранилось меньше десяти. Поэтому каждая церковь сегодня нуждается в особом внимании, ведь возвращая такую неподдельную красоту, мы делаем огромный вклад в культуру общества в целом».

Протоиерей Герман Кузнецов

 

О многих храмах Иркутска мы рассказывали в течение года в рубрике «10 знаковых мест». В рамках проекта «Сияние России» в стенах библиотеки им. Молчанова-Сибирского прозвучала лекция протоиерея Германа Кузнецова «Храмы Иркутска», которая стала поводом для того, чтобы вернуться к рассказу о двух значимых архитектурных памятниках – Спасской церкви и соборе Богоявления. Именно возле этих храмов ежегодно проводится торжественное открытие фестиваля Дни духовности и культуры «Сияние России», который проходит сейчас в столице Восточной Сибири.

 

Спасская церковь

Начало храмостроительства в нашей области неразрывно связано с освоением Сибири. Оно осуществлялось казачеством, которые были традиционно глубоко преданы православной культуре. Отряды, шедшие на восток, несли хоругви – религиозные знамена. Ставить Иркутский острог отряд казаков пришел, по приданию, с образом Спаса. Поэтому первый иркутский храм – деревянная церковь, возведенная в 1672 году, была названа Спасской. В отряде первопроходцев обычно присутствовал «казачий поп» – человек, который чаще всего не имел священного звания, но он нес богослужебную литературу, владел грамотой, что позволяло ему читать эти книги остальным. Так люди получали возможность проводить богослужение в условиях похода и на новых, еще не обустроенных землях.

До конца XVIII века в нашем регионе преобладало строительство простых типовых деревянных храмов. Однако в 1706 году была заложена каменная Спасская церковь. Деревянный храм с аналогичным названием был уничтожен пожаром. Церемония освящения каменного сооружения состоялась летом 1710 года. Изначально церковь была задумана по типу ранних посадских образцов и без колокольни: возводилась только центральная часть, четверик – четырехгранный объем в деревянной и каменной архитектуре. Колокольня была пристроена только в середине XVIII века. Она появилась спустя почти 50 лет после создания центральной части. Модный тогда стиль барокко не затронул сдержанного оформления монументальной Спасской церкви.

В начале XIX века церковь немного изменила свой облик: внутри и на фасадах появилась роспись. Спасская церковь – единственная в Сибири, на стенах которой снаружи имеется живопись. К сожалению, оригинальная внутренняя роспись утрачена, и восстановить ее не удалось.

После установления советской власти, в 1931 году в церкви прекратились богослужения, и она была отдана под сапожную мастерскую. Через год ее чуть не взорвали, несмотря на то что она имела статус исторического памятника. До 1960 года в старинных стенах находились мастерские, склады, жилые помещения. В 70-х годах прошлого века церковь в значительной степени отреставрировали, но полное восстановление стало возможным при подготовке города к юбилею. Свой великолепный облик она вновь обрела в канун празднования 350-летия Иркутска. 

Читателями нашей рубрики «10 знаковых мест Иркутска» Спасская церковь названа символом города, воплощением сибирских традиций.

 

Собор Богоявления

Стоящий поблизости Богоявленский собор тоже появился в первой половине XVIII века и всего на восемь лет моложе Спасской церкви. Он также имеет черты посадского храма, но более позднего периода. Он имеет ярусную структуру: на традиционное четырехгранное основание поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием, которое, к сожалению, было утрачено в советский период. Теперь основное внимание притягивает шатровая колокольня, соединенная осью с трапезной и четвериком. Именно на примере Богоявленского собора можно наблюдать зарождение русского барокко в Сибири: стены храма богато украшены орнаментом.

Храм строился долго, по частям. Первый, Петропавловский придел был освящен в 1724 году. Основной – Богоявленский, самый большой, был освящен несколько позже – в 1726 году. Через три года была пристроена колокольня. Отделка храма велась около 20 лет, то есть, почти до середины XVIII века.

Богоявленский собор стал главным собором Иркутской епархии после ее выделения из состава Тобольской.

XIX век стал испытанием для собора. Он дважды пострадал от сильных землетрясений. А после возведения Казанского собора в 1894 году утратил статус кафедрального.

После революции Богоявленский собор был закрыт для прихожан. В помещениях храма находилось общежитие хлебозавода и производственный цех. В 1960 году собор и вовсе решили снести, но его спасло то, что храм уже был поставлен на учет как архитектурный памятник.

В 1994 году, после длительной реконструкции, собор был передан Иркутской епархии. Вскоре в Петропавловском приделе стали проводиться богослужения.