13.05.2011 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
13.05.2011 12:00

Где зарыты деньги для бюджета?

По мнению налоговиков, именно земля могла бы значительно пополнить бюджеты муниципальных образований Иркутской области. Только треть земельных участков, прошедших кадастровую оценку, приносит доходы в виде земельного налога муниципальным образованиям, чуть меньше составляют арендные платежи. В действительности поступления могут быть на 2,5–3 млрд рублей больше.

– По результатам исчисления земельного налога в прошлом году, – говорит руководитель Управления ФНС России по Иркутской области Петр Ковальчук, – Иркутская область занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе (после Новосибирской, Кемеровской и Омской областей) по количеству объектов налогообложения и по уплаченным суммам. Мы лидируем по суммам земельного налога, поступившим в бюджет от физических лиц, которые за последние три года возросли более чем в три раза.

Организации стабильно уплачивают 98% от исчисленного земельного налога. Несмотря на сложности взыскания этого налога с физических лиц, поступления по текущим платежам достигли 90%. А ведь недавно процент взыскания был в 1,5–2 раза ниже.

Суммарная кадастровая оценка земли (исключая особо охраняемые территории и объекты) в Иркутской области по данным, представленным налоговикам органами Роснедвижимости, составляет более 800 млрд рублей, под налогообложение попадает третья часть земельных участков. По оценкам независимых экспертов, примерно столько же земли сдано в аренду. Получается, что около 40% земель, имеющих кадастровую оценку, по сути, подвисают в неизвестности, по крайней мере, неясно – есть ли у них собственник или пользователь. Аналогичная оценка и у специалистов Роснедвижимости. И здесь главными действующими лицами становятся органы местного самоуправления. Именно они могут установить истину, кроме того, подвигнуть граждан и организации к оформлению земли в собственность или аренду. И именно они кровно заинтересованы в пополнении бюджета и создании нормальных условий жизни для тех же владельцев недвижимости на территории конкретного муниципалитета. По самым грубым подсчетам, 61 тыс. объектов, не имеющих владельцев, может принести при оформлении в собственность 1,5 млрд рублей земельного налога.

Требуется также уточнять вид разрешенного использования земли. Например, когда индивидуальное строительство осуществляется на землях сельхозназначения. Скажем, торговые центры, используя бывшие заводские здания, до сих пор платят налог как за земли, отведенные под производственные объекты. Например, с крупных торговых центров город Иркутск мог бы получать дополнительно не менее 9 млн рублей в год.

Сегодня муниципалитеты разрабатывают схемы территориального планирования. Данное мероприятие, по сути, должно способствовать упорядочению в сфере землепользования. Из 446 муниципалитетов 406 представили сведения о принадлежащих гражданам земельных участках, оказалось, 5 тыс. сведений в налоговой базе ранее отсутствовали. Первым 530 владельцам из числа ранее неучтенных в городе Братске, Усольском и Тулунском районах уже начислено 326 тыс. рублей земельного налога.

Наиболее показателен опыт Иркутского района, включающего в себя 21 муниципальное образование. За последние три года к плательщикам земельного налога здесь добавилось 50 тыс. владельцев земельных участков. Мэрия способствовала оформлению в собственность граждан почти 33 тыс. участков. Вследствие чего кадастровая оценка земли в этом районе возросла в 12,4 раза и составила более 12 млрд рублей. Налоговые поступления увеличились более чем на 30 млн рублей. Так что деньги для муниципальных бюджетов в буквальном смысле лежат под ногами – на земельных участках, реально или формально остающихся без хозяина.

Вторая составляющая бюджетного потенциала – уточненные данные об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества граждан – квартир, дач, гаражей и прочих строений. Однако и тут налоговая база пока еще далека от совершенства. Налоговые органы получают сведения от семи организаций, занимающихся инвентаризацией. В 2011 году они уже представили налоговикам 662 тыс. сведений. Для сравнения – в прошлом году их было получено 580 тыс. Количество случаев предоставления неполных данных сократилось почти в девять раз. Налоговые органы региона недавно провели анализ и выяснили, что у них отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости 52 тыс. объектов недвижимого имущества, а еще 11 тыс. данных требуют уточнения. Это без учета объектов, которые на протяжении длительного времени имеют статус «незавершенного строительства». И количество их значительное.

– С этого года, – поясняет руководитель Управления ФНС России по Иркутской области Петр Ковальчук, – Иркутская область включена в пилотный проект в составе 12 субъектов Российской Федерации, в рамках которого отрабатывается система взаимодействия налоговых органов и Росреестра по предоставлению сведений об инвентаризационной стоимости в электронном виде на региональном уровне, что позволит сформировать единую региональную базу по инвентаризационной стоимости и облегчит контроль налоговых органов за достоверностью и своевременностью предоставленной информации.

Анализ ситуации внушает оптимизм. Поступления налога на имущество от организаций за последние три года возросли на 48%, а от физических лиц – в 1,6 раза. В отдельных районах уже стало поступать от граждан имущественных налогов больше, чем начислено. Это означает, что люди стали гасить долги. А если к добросовестным налогоплательщикам присоединятся тысячи ранее не привлеченных к уплате налогов владельцев собственности, то, может быть, в конкретном муниципалитете появится новая дорога или детская площадка.