Рынку труда нужен широкопрофильный специалист

В Иркутской области создадут единый портал образовательных услуг

Куда пойти учиться после школы и какую профессию выбрать, чтобы получить интересную, перспективную и доходную работу? Этим вопросом сегодня, в преддверие выпускных экзаменов в школах, задаются тысячи старшеклассников. Социологи каждый год констатируют парадоксальную ситуацию – молодые люди хотят стать юристами, банкирами и менеджерами, но при этом считают, что стране нужны рабочие, медики и строители. О дисбалансе спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг шла речь за круглым столом в редакции газеты «Областная» на этой неделе.

В разговоре приняли участие председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Иркутской области Ирина Синцова, руководитель региональной Службы по контролю и надзору в сфере образования Александр Костин, начальник отдела начального профобразования областного министерства образования Анастасия Гетманская, директор Молодежного кадрового центра Приангарья Татьяна Измайлова, начальник отдела профобучения областной службы занятости населения Любовь Григорьева, начальник управления по работе с персоналом и трудоустройству БГУЭП

Алексей Скавитин, директор иркутского педагогического колледжа № 1 Виктор Колесников, заместитель директора иркутского техникума архитектуры и строительства Ольга Молоткова, заместитель директора иркутского кадрового агентства «Профессионал», руководитель проекта «Выпускник и рынок труда» межрегионального института общественных наук ИГУ Татьяна Калугина и администратор интернет-портала 38mama.ru Мария Цибина.

Престиж рабочему вернет работодатель

Анастасия Гетманская:

– Проблема дисбаланса на рынке труда и образовательных услуг до конца не решена сегодня ни в одном регионе. Ее корни уходят в 1990-е годы, когда ключевым сферам экономики – энергетике, строительстве, сельскому хозяйству и другим – стали не нужны выпускники профобразования. А ведь система подготовки кадров в свое время создавалась именно под базовые предприятия. В результате ссузы были вынуждены переориентироваться на так называемые легкие отрасли – сферу обслуживания. И, как следствие, сегодня мы имеем острый дефицит рабочих рук.

Алексей Скавитин:

– На мой взгляд, дефицит рабочих и перебор экономистов и юристов – достаточно примитивный и утрированный подход к вопросу о перекосе на рынке труда. Я сам по первому образованию экономист, по второму – юрист. Никогда не сидел без работы и сегодня в своей должности пользуюсь знаниями обоих дипломов. Задумайтесь над цифрой – 37% выпускников всех вузов страны ежегодно получают дипломы юристов и экономистов. Из них только 8% учились на бюджетных местах, остальные – осознанно, за свои деньги. БГУЭП ежегодно ведет набор на 350 бюджетных мест. Мы – профильный вуз, и этих 350 юристов и экономистов для Иркутской области не так много. Плюс еще 1,5 тысячи выпускников, которые учились за свои деньги. Моя дочь через несколько лет окончит школу, и я уже сейчас могу сказать, что она не выберет профессию высококвалифицированного рабочего. Мы с двух лет учим иностранные языки, занимаемся по разным методикам раннего развития. Безусловно, я выберу для нее перспективную специальность экономиста или юриста.

Ольга Молоткова:

– Но ведь есть и другая социальная ниша. Родители говорят ребенку: «Ты взрослый, окончил школу, иди учись и одновременно работай, приноси деньги в дом». Здесь выход один – поступить в ссуз. Однако если раньше производственная практика нашим студентам оплачивалась, и ребята зарабатывали во время учебы, то сегодня работодатель зачастую равнодушен к молодым специалистам, а тем более к студентам. В советское время предприятие, которое принимало на работу выпускников ссузов, имело определенные льготы. Отлично работала система наставничества.

Алексей Скавитин:

В советские годы, если помните, в Уголовном кодексе была статья за тунеядство. Предполагалось, что если образование получаешь и не работаешь, то ты преступник. Сейчас этой статьи нет. Я могу коллекционировать дипломы. Что плохого в том, что домохозяйка имеет юридическое образование. Понятно, что экономика от этого страдает, но так происходит не только в России. В Великобритании народ не идет в рабочие, страна восполняет этот ресурс за счет мигрантов. Если оставить там число вузов, которое нужно для развития их экономки, то хватит трех-четырех университетов. А они, между прочим, сегодня являются страной образовательного туризма. Рабочий класс в Испании – это вся наша восточная Европа. Мы у себя в России не сможем так быстро переориентировать молодых людей на то, чтобы они становились каменщиками и плотниками.

Ирина Синцова:

– Но ведь рабочих рук нам не хватает. В 2009 году в области удалось снизить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, а на 2010 год мы снова вынуждены были ее увеличить. Без сомнений, нужно повышать престиж рабочего. Вспомните, какой грамотной была политика формирования его облика в советское время – почетные доски, преференции, льготы.

Ольга Молоткова:

– Эту политику надо начинать с заказчика. В идеале предприятие должно выращивать свои кадры. У нашего техникума был совместный проект с Германией по рабочим профессиям. На всю южную землю у них работает одно учебное заведение по подготовке рабочих. Абитуриент приносит туда договор с предприятием, на котором будет работать с первых дней обучения и соответственно получать зарплату. Учебный процесс у них проходит идеально – неделя теории, неделя практики. На выходе – высококвалифицированный рабочий.

Анастасия Гетманская:

– Безусловно, сейчас, чтобы удовлетворить требования развивающегося производства, сфера образования без работодателя обойтись не сможет – это и вклад в улучшение материальной базы ссузов и вузов, и участие в формировании образовательных программ.

Рынок труда открыт для социально зрелых выпускников

Ирина Синцова:

– А как вы относитесь к закону, который бы определил квотирование рабочих мест для молодых специалистов?

Татьяна Калугина:

– На федеральном уровне был проект такого закона. Но его не приняли. Там смешные условия – работодателю выгоднее заплатить штраф, чем трудоустроить положенную норму выпускников. Если работодатель не захочет принимать людей на основе квотирования, он не будет этого делать. И вообще, зачем эти квоты? Молодой человек должен быть конкурентоспособным. А у нас многие даже презентовать себя грамотно не могут перед работодателем.

Александр Костин:

– Квотирование мест на конкурсной основе среди выпускников текущего года – это нормальная ситуация. Допустим, квота на предприятие 50 человек. Студент будет уже во время учебы задумываться над тем, а сможет ли он пройти по квоте и, соответственно, развивать свои личностные качества, больше уделять внимания самообразованию.  

Алексей Скавитин:

– Государство финансирует бюджетные места, но никакой отдачи не имеет. Получается, люди учатся за счет казны, а потом уходят работать в частные фирмы. Надо обязать выпускников несколько лет после учебы работать на государство, тем самым решится проблема с дефицитом некоторых специалистов.

Александр Костин:

– Нет законодательной базы, которая бы жестко контролировала условия таких договоров. Сегодня ситуация на рынке труда позволяет не привязывать образование к конкретной специальности, а дает возможность получать дополнительные специализации, искать свою нишу. Всегда есть возможность переучиться. Около одной тысячи человек в областной службе занятости населения ежегодно проходят переобучение.

Ирина Синцова:

– Речь идет не только о воспитании профессиональных компетенций, но и образовательных, предполагающих способность человека к саморазвитию. Ситуация на рынке труда меняется. Спокойной жизни профессионалу планировать не стоит. Нужно быть гибким – уметь перестроится в нужный момент. И, безусловно, социальная зрелость имеет большое значение. Есть примеры, когда отличники, стипендиаты разных фондов не могут реализовать себя на работе. Учиться на пять – это одно, а работать на пять – совсем другое. Молодые специалисты зачастую не владеют социальной практикой, не знают, что такое ответственность за труд. Многие преподаватели говорят – если студент на третьем курсе не подрабатывает, из него ничего хорошего не выйдет.

Высокой квалификации – завышенные требования

Любовь Григорьева:

– На сегодняшний день в заявленных в службу занятости населения вакансиях 88% составляют рабочие специальности. Несколько лет подряд мы проводим среди детей областной конкурс рисунков будущей профессии. Он показывает, что дети мечтают о тех профессиях, которые они видят рядом, в родителях, близких, знакомых. Рисуют фермеров, военных, трактористов. А родители их потом переориентируют на юристов и экономистов. Конечно, эти специалисты тоже нужны на рынке труда, но вот только требования к ним жесткие.

Александр Костин:

– Я бы добавил – завышенные требования: диплом вуза, стаж работы не менее трех лет, знания двух языков. Очень часто к нам в юридический отдел службы обращаются выпускники вузов, чтобы поработать на добровольных началах. Они не требуют зарплаты, нужен опыт и характеристика. Думаю, эту планку к молодым специалистам надо снизить. А в свою очередь выпускники должны быть готовы преодолеть все ступеньки профессионального роста вместо того, чтобы сразу претендовать на ключевую должность и высокую зарплату.   

Татьяна Калугина:

– Зачастую получается наоборот. Сегодня молодой человек в поиске работы ориентируется на зарплату в 40 тысяч рублей. Когда спрашиваешь его – а за что тебе должны платить столько, он теряется. Порой работодатель может закрыть глаза на отсутствие опыта у вчерашнего выпускника и даже согласен платить достойные деньги, но ему необходимы высокие личностные качества молодого человека, высокий уровень социальной компетенции. А это работа вузовских и ссузовских служб трудоустройства, которая, к сожалению, у нас не очень эффективна. Речь идет об очень слабой информированности молодых людей о мире профессий и мире возможностей. Человек узко понимает свою профессию. Математику, например, приходится объяснять, что он будет востребован в качестве логистика и аналитика. Рынку труда сегодня нужен широкопрофильный специалист. Эта профориентация должна идти на уровне учебных заведений, ее инструментов и методик очень много.

Татьяна Измайлова:

– В Иркутской области работает 15 муниципальных профориентационных центров, и число их будет расти. Однако для того, чтобы эффективно профориентировать молодежь, надо четко видеть перспективы рынка труда. Наши ежегодные исследования показывают, что 30% студентов неосознанно выбирают профессию, а 46% молодых специалистов в возрасте до 25 лет работают не по специальности.

Виктор Колесников:

– Могу сказать, что взаимодействие с центрами профориентации на системной основе позволяет нам ежегодно увеличивать прием новых студентов. Несмотря на то что система среднего профобразования уже очень долго живет в режиме нововведений (например, с этого учебного года мы будем вести набор не по 16, а по девяти специальностям), проблемы с дисбалансом у нас нет. Во-первых, мы друг друга не дублируем. Во-вторых, готовим практикоориентированного специалиста, который очень востребован сегодня.

И наконец, мы опираемся на хороший советский опыт: каждое из средних педагогических заведений закреплено за определенной территорией. И надо отметить, что неплохой прием идет в тех городах и районах, где для молодых специалистов ввели стимулирующие надбавки к зарплате. Это Иркутск, Иркутский район, Ангарск, Шелехов, Усольский район. Но половина наших выпускников стабильно идет в вузы.

Анастасия Гетманская:

– Анализ занятости выпускников системы НПО и СПО показывает, что только 62% трудоустраиваются, 11% продолжают обучение, еще 11% уходят в армию. В цифрах 11% – это примерно 2 тысячи человек. Отследить, куда после армии они идут работать, очень сложно.

Любовь Григорьева:

– В областной программе по снижению напряженности на рынке труда заложены средства на стажировку выпускников профессиональных учебных заведений. Практика показывает, что после нее на предприятии закрепляется каждый третий. Единственный минус – возраст стажеров ограничен – до 20 лет. Мы выходили с инициативой на федеральный уровень, чтобы изменить возрастной ценз и дать возможность стажироваться выпускникам, впервые устраивающимся на работу по полученной специальности. После армии это было бы актуально. 

Советы абитуриентам

Мария Цибина:

– Большинство выпускников школ не воспринимают всерьез учебу в вузе или ссузе, для них это продолжение беззаботной жизни. Но ведь важно не только то, где учиться, но и как учиться. Какие советы можно дать будущим абитуриентам?

Александр Костин:

– Выбрать учебное заведение поможет интернет. Каждый вуз и ссуз должны сегодня иметь собственные сайты, где размещены копии лицензии и свидетельства об аккредитации, то есть подтверждено право выдавать диплом государственного образца. На сайте можно найти информацию о специальностях, количестве бюджетных мест, материально-технической базе, преподавательском составе, дополнительных услугах. У нас много филиалов различных негосударственных вузов, и есть вероятность получить диплом сомнительного качества. Мониторинг интернет-порталов поможет сориентироваться в услугах образования и выбрать для себя качественный вариант. Сейчас обсуждается идея создания единого регионального образовательного портала, где будет аккумулирована информация обо всех учебных заведениях Иркутской области.

Виктор Колесников:

– Кроме этого, родители выпускников должны иметь четкое представление о том, в каких условиях их дети будут получать профессию. Нужно прийти в учебное заведение, посмотреть на материально-техническую базу, познакомиться с преподавателями.

Татьяна Калугина:

– Еще один совет выпускникам и их родителям – провести мониторинг рынка труда. Молодой человек со школьной скамьи должен определиться со своим хочу, могу и надо. Прогнозирование на самом деле сложный процесс. Есть тут определенные ловушки. Например, специальность «ландшафтный дизайн» по степени востребованности на рынке труда находится на последнем месте, а по вероятности трудоустройства – в десятке первых. Между тем реальный сектор экономки испытывает огромную потребность в коммерсантах и продажниках, но сейчас эта профессия исключена из официального перечня специальностей.

Анастасия Гетманская:

– То есть сегодня мы готовим кадры, не зная, сколько их понадобиться в будущем. Потребность эта не формируется даже в разрезе укрупненных групп специальностей. Получается, что мы уже на выходе оцениваем готовый продукт и констатируем дисбаланс. Проблема прогноза и мониторинга рынка труда должна быть решена на государственном уровне. Если мы будем предоставлять людям официальный прогноз по трудоустройству на перспективу, родители не отдадут своего ребенка в невостребованную сферу.

Александр Костин:

– Все родители считают, что их ребенок талантлив, и ему преграды нипочем. С помощью единого госэкзамена папы и мамы получают объективную картину знаний и возможностей своего чада. Им просто надо внимательнее следить за результатами ЕГЭ – выбирать тот профильный предмет в вузе и ссузе, по которому у ребенка есть определенные успехи.

Алексей Скавитин:

– Выпускники школ, как правило, находятся в состоянии тонуса. Многие, к сожалению, теряют эту тягу к знаниям в вузах и ссузах. Совет простой – не расслабляйтесь в студенчестве и поверьте, для одного человека всегда найдется одно место на рынке труда.

Ирина Синцова:

– Тема дисбаланса при подготовке кадров и трудоустройству многогранна. Но для начала мы должны понять для себя, кто несет ответственность за выбор профессии вчерашних школьников. С одной стороны, это учебные заведения – школы в плане профориентационной работы, а также ссузы и вузы – в плане предоставления того или иного набора специальностей. С другой стороны, сами абитуриенты и их родители, которые должны ориентироваться на потребности рынка труда в перспективе. И, наконец, это органы власти – в части регулирования заказа на подготовку кадров. Реформирование бюджетной системы будет базироваться на госзаказе образовательных услуг, а соответственно уже сейчас руководители учебных заведений профессионального образования должны задуматься над своим сегментом в конкурентной образовательной среде. По каждому проекту программы социально-экономического развития региона будут четко прописаны потребности в трудовых ресурсах в количественном и качественном составе.