На дно Байкала всем «Миром»

Стартовал третий этап научной экспедиции

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1» и «Мир-2» вчера начали третий по счету этап научно-исследовательской экспедиции на Байкале. ГОА отработали на озере в прошлом и позапрошлом году, дав ученым возможность взять пробы грунта и воды и изучить проявления нефти и газогидратов.

В этом году «Миры» продолжат исследование флоры и фауны озера, совершат погружения на среднем Байкале, где находится самое глубокое место на озере, а также будут искать исторические артефакты.

«Миры» начали работу на Байкале в 2008 году и продолжили ее летом 2009-го. Финансировала проект ИФК «Метрополь», потратившая на проект 9 млн долларов. В 2010 году Институт океанологии РАН, которому принадлежат ГОА, собирался перебросить глубоководные аппараты в Атлантический океан: там предполагалось изучение гидротермальных полей и океанических рифтов. Кроме этого «Миры» могли провести этим летом серию погружений к затонувшему в начале XX века «Титанику». Однако в феврале этого года институт сообщил о том, что аппараты остаются на Байкале. Планы «Миров» поменялись потому, что судно-носитель ГОА «Академик Мстислав Келдыш» находится на ремонте в Германии. Командир «Мира-2» Евгений Черняев вчера пояснил журналистам, что аппараты должны работать постоянно.

– Глубоководные аппараты введены в строй в 1987 году, они живут только благодаря тому, что работают. Если бы они в 2010 году простояли в ангарах, то потом сложно было бы ввести их в строй. Проще тогда строить новые, – подчеркнул он.

Первые в этом году погружения «Миров» недалеко от Листвянки начались в условиях сильного тумана, а иногда и дождя. Высота волны руководителя погружений Сергея Смолицкого вполне устроила.

– Ветер, конечно, есть, но волна от этого небольшая. Единственное, чего не хотелось бы видеть, так это туман под вечер: когда аппараты всплывут – долго искать придется, – отметил он. Критичной для погружения «Миров» на Байкале является волна высотой 2 м. В этом случае крану на барже-носителе трудно удержать ГОА на подвесе. Судно «Академик Келдыш» позволяет «Мирам» в океане погружаться в воду при волне в 4 м, пояснил один из руководителей экспедиции.

В Байкал кран погрузил «Миры» за полчаса, а еще через час один из ГОА достиг глубины 1,3 тыс. м. В одном из них был ветеран ВОВ, бывший моряк, 83-летний Валентин Казанцев, которого пригласили на борт ГОА, очевидно, в связи с празднованием в этом году 65-летия Великой Победы. На борту другого «Мира» вместе с пилотом Виктором Нищетой погружались заместитель губернатора Иркутской области Борис Данилов и заместитель руководителя пресс-центра БЭФа Сергей Евчик.

Примерно через три часа «Миры», запросив координаты выхода на поверхность, стали медленно подниматься по подводному склону. Когда аппараты всплывали, ветра уже почти не было, светило солнце.

– Это особенность Байкала, которой мы первоначально удивлялись во время экспедиции. Имеем на руках благоприятный прогноз погоды. Выходим в море: сначала чистое небо – вдруг налетел ветер и погода испортилась. Или наоборот. Единственный, кто хоть немного может предугадать погоду, это капитан буксира «Академик В.А. Коптюг» (за счет его тяги движется баржа-носитель «Миров»). На него и полагаемся, – пояснил Сергей Смолицкий.

Когда первым на поверхность всплыл «Мир-2», баржа-носитель с буксиром аккуратно подрулили к нему, затем специалисты подцепили ГОА к крану, который перенес его на борт.

Вылезший оттуда ветеран Казанцев признался, что после такого погружения он помолодел до 42 лет.

– Потрясающие ощущения. На дне – голомянка, рачки. Когда поднимались по склону, он был в некоторых местах как ступеньки на лестнице, – поделился впечатлениями ветеран. Пилот Евгений Черняев, в свою очередь, отметил, что погружение было техническим: ГОА тестировали после консервации в Иркутске.

В этом году в планах «Миров» на июль погружения в районе иркутского поселка Большое Голоустное и около поселка Турка в Бурятии (обе местности известны тем, что там планируется создать туристские ОЭЗ). Погружения также будут около острова Ольхон, где находится самое глубокое место на Байкале – более 1600 м. Кроме этого «Миры» будут исследовать газогидраты в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург, а также поищут исторические артефакты на юге озера, сообщил «Областной» исполнительный директор Фонда содействия сохранению озера Байкал (структура «Метрополя») Роман Афонин.

В июле ГОА, по просьбе Росприроднадзора, проведут погружения около Байкальского ЦБК, где будут взяты пробы воды и грунта на предмет их загрязнения, уточнил председатель попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаил Слипенчук.

В этом году экспедиция «Миры на Байкале», скорее всего, завершит свою работу. Институт океанологии РАН намерен в 2011 году задействовать ГОА в другом проекте, пояснил Сергей Смолицкий. Какой именно это проект, он не уточнил.