Геология в формате 3D

Сибирские недра изучаются в трехмерном изображении

Чтобы поздравить геологов с их профессиональным праздником, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев приехал на предприятие «Иркутскгеофизика». Ученые продемонстрировали главе региона винтовой сепаратор для обогащения твердых полезных ископаемых. Затем в геоинформационном центре показали, как с помощью 3D-технологий изучаются сибирские недра.

Винтовые аппараты – это самый распространенный тип гравитационного оборудования, которое применяется в горнодобывающей отрасли. Главное их достоинство заключается в высоких технологических показателях. На базе предприятия был организован сначала опытный, а затем производственный участок по изготовлению данного оборудования. При этом от других гравитационных аппаратов «винты» иркутских геологов отличаются простотой конструкцией, а для их эксплуатации не требуется электроэнергия.

– Наши аппараты внедрены на многих предприятиях России и стран СНГ. Это оборудование широко применяется в Московской области, Свердловской, Курской, Рязанской, Магаданской, в Красноярском крае, в Казахстане, Украине. На всей территории СНГ мы единственные, кто производит такое оборудование, – рассказал губернатору заведующий лабораторией обогащения твердых полезных ископаемых института Сергей Прокопьев.

По его словам, подавляющая часть российских добывающих предприятий строилась в середине прошлого века, а технологические схемы были спроектированы с учетом извлечения одного, максимум двух ценных компонентов и построены по упрощенным вариантам. Требуется мощная модернизация технологии обогащения. Он отметил, что, к примеру, железорудные комбинаты при переработке руды извлекают только магнетит, а такой ценный компонент, как гематит, уходит в отвал.

– Мы провели исследования и пришли к выводу, что нашими аппаратами можно извлекать в России пять миллионов тонн гематита ежегодно, – подчеркнул Сергей Прокопьев.

– Какова производительность этого сепаратора? – спросил Дмитрий Мезенцев.

– До шести тонн руды в час, в зависимости от крупности материала. Чем он мельче, тем производительность ниже, и наоборот, чем крупнее – тем выше, – ответил Сергей Прокопьев.

– С какими проблемами вы сегодня сталкиваетесь? – задал следующий вопрос глава региона.

– Очень сложно наше оборудование внедрять, – говорит Сергей Прокопьев. – Причем проблема зачастую заключается в человеческом факторе. К примеру, россыпники привыкли снимать сливки с месторождений – добывают легко извлекаемую часть, а остальное – в отвалы. Таким образом, в среднем 45% золота летит в отвал, а в отдельных случаях потери составляют 100%. Они работают на допотопном оборудовании, и такая ситуация их устраивает.

– Вы приходите в крупную компанию, предлагаете свою технологию, рассказываете о ее преимуществах. Что слышите в ответ? – уточнил Дмитрий Мезенцев.

– Нам кивают головой, говорят: «Да, хорошо», при этом едут за границу и покупают там оборудование в два раза дороже нашего, но по техническим характеристикам ничем не лучше.

Дмитрий Мезенцев поинтересовался, может ли данное оборудование применяться при добыче золота на Сухом Логе, учитывая тот факт, что на этом месторождении содержание ценного металла в руде оценивается как очень низкое.

– Два года назад мы привезли восемь бочек проб с Сухого Лога, с использованием нашего оборудования получили технологию, которая значительно рентабельней той, что используется сегодня у всех золотодобытчиков. С 2,5 тонн руды мы извлекли примерно пять граммов золота. Так что с применением гравитационного оборудования производительность повышается, – сообщил Сергей Прокопьев.

А на вопрос губернатора, сколько потребуется таких аппаратов для освоения Сухого Лога, последовал ответ – примерно тысяча. Исходя из стоимости одного «винта» в 250 тыс. рублей, в целом проект обойдется примерно в 10 млн долларов.

– Для крупного бизнеса это небольшие деньги, – поспешили заверить Дмитрия Мезенцева геологи. – Тем более что речь идет об очень эффективной технологии.

Мощности производственного участка института позволяют выпускать 20 винтовых аппаратов в месяц. Таким образом, потребуется четыре года, чтобы Сухой Лог снабдить ими полностью. При этом, отмечают геологи, если начнется внедрение этих аппаратов в Иркутской области, то попутно будут загружены заказами еще пять-шесть предприятий, выпускающих оборудование. В частности, потребуются насосы, которые производятся на черемховском заводе.

Дмитрий Мезенцев предложил геологам подготовить подробную информацию о тех преимуществах, которые получит регион, если начнется активное внедрение винтовых сепараторов. В том числе произвести расчеты по увеличению добычи полезных ископаемых, росту налоговых отчислений, созданию дополнительных рабочих мест.

Затем губернатору показали, как работает геоинформационный центр «Иркутскгеофизики». В нем собирается и анализируется вся информация, полученная о сибирских недрах. Здесь изучаются разные физические свойства, магнитные поля, составляются карты. Как пояснила главный геофизик центра Валентина Клыкова, в работе активно используются 3D-технологии.

– Оборудование достаточно дорогое, но раз в три-пять лет мы его обновляем, иначе рискуем потерять конкурентоспособность, – говорит она.

При этом Валентина Клыкова отметила, что изучение недр в трехмерном изображении ведется уже давно. Этой методикой пользуются все крупные добывающие компании.

– Технология позволяет более точно спрогнозировать залежи полезных ископаемых. Тем самым исключается вероятность пробурить пустую скважину, стоимость которой оценивается примерно в 200 млн рублей, – сообщила Валентина Клыкова.

Исполняющий обязанности генерального директора института Сергей Зиновьев рассказал губернатору, что «Иркутскгеофизика» представляет собой многопрофильное предприятие, крупнейшее на территории Сибири и Дальнего Востока. Основная деятельность предприятия связана с нефтегазопоисковыми работами. Именно на это направление идет примерно 75% общего объема финансирования.

– За нефтяные работы платят сейчас больше, чем за изучение залежей твердых полезных ископаемых, – признает Сергей Зиновьев. – Мы работаем как по госзаказу, так и сотрудничаем с недропользователями. Государственные деньги идут на изучение перспектив территории. Эти работы проводятся для улучшения качества пакетов геологической информации по тем участкам, которые готовятся к аукционам. Соответственно, это приводит к повышению их стоимости, ведь они становятся более изученными. Каждый государственный рубль, вложенный на этой стадии в геологоразведку, приносит в бюджет примерно 40 рублей. Возврат идет за счет продажи лицензионных участков на аукционах.