Польский костел

10 знаковых мест Иркутска

Это легкое, стрельчатое, словно стремительно взмывающее ввысь здание католического храма выделяется на фоне остальной городской архитектуры. Оно расположено между улицами Сухэ-Батора, Пролетарской и Польских Повстанцев. Официальное название – римско-католический костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии, но иркутяне привычно называют его – польский костел.

Предыстория

История возникновения иркутского католического храма восходит к первым годам XIX века. Первые католические священнослужители появились в Сибири в 1806 году. «Открыли» Сибирь для римско-католичекой церкви миссионеры доминиканского монашеского ордена. Они добились официального признания своего присутствия, и по Высочайше утвержденному в 1808 году штату для Иркутской и Томской губерний было назначено содержание за счет казны трех римско-католических священников.

Однако через три года по приглашению генерал-губернатора Ивана Пестеля вместо своих собратьев по религии сюда прибыли представители ордена иезуитов. В 1812 году генерал-губернатор Пестель возбудил ходатайство «о построении для иезуитов церкви в Иркутске». Но петербургские власти сочли число католиков в регионе недостаточным для самостоятельного храма и отказались выделить казенные средства на его постройку.

Иезуиты действовали в Сибири до 1819 года. За чрезмерную активность они были удалены за пределы Империи, а в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардинцы не были так известны, как иезуиты, но именно они добились разрешения на постройку в городе первого католического храма. 24 марта 1825 года была составлена купчая крепость на основной участок, прежде принадлежавший статскому советнику Ивану Веригину, а 2 мая того же года куплен примыкающий к первому небольшой участок мещанина Григория Суворова. Выстроенный к концу 1825 года костел во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание (оно сгорело во время иркутского пожара 22–24 июня 1879 года).

В середине XIX века поляки стали самой многочисленной группой среди католиков Сибири. После восстания в Царстве Польском в 1830 году тысячи его участников были отправлены в Сибирь на каторгу, на поселение или на службу в расквартированных здесь воинских частях. Через тридцать лет их число значительно пополнилось участниками польского восстания 1863–1864 годов. Из-за этого в обиходе костел стали называть «польским», а не «римско-католическим». Для католиков, оказавшихся в Сибири, он был культурным центром, символом утерянной родины.

Новый костел

Богослужение в новом каменном костеле началось 8 декабря 1884 года. И хотя не все работы по внешней и внутренней отделке были тогда завершены, именно 1884 год считается временем окончания строительства современного каменного костела.

Известно, что постройка в целом обошлась в 63 163 рубля 16 копеек. Но на момент, когда встал вопрос о возведении костела, ксендз Христофор Швермицкий, возглавлявший комитет по постройке при Иркутской католической церкви, мог располагать лишь семью с небольшим тысячами рублей. Сбор добровольных приношений был объявлен в сентябре 1879 года, и вскоре в Иркутск стали поступать первые пожертвования. География этих пожертвований была обширной: Сибирь, Центральная Россия, Украина, Прибалтика. К июню 1880 года было собрано еще около четырех с половиной тысяч, не считая местных пожертвований.

Возведение каменного костела началось летом 1881 года. Хотя денег на строительство было еще недостаточно, но его начали, как говорилось в рапорте комитета, «в расчете на значительные поступления в дальнейшем». Автором проекта стал гражданский инженер Юзеф Тамулевич. Строительное отделение Главного Управления Восточной Сибири (ГУВС) и иркутский генерал-губернатор Дмитрий Анучин утвердили проект 26 августа 1881 года. К этому времени уже был готов фундамент и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 года были возведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако «вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований» на этом строительство костела приостановилось.

Попытки получить денежную помощь при возведении нового каменного костела от Духовой Консистории результатов не принесли. Посоветовали лишь строить костел меньших размеров, в соответствии с финансовыми возможностями. Тем не менее, иркутский комитет по постройке нового костела не отказался от первоначального проекта, и строительство продолжилось в 1883 году. Исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий строительным отделением ГУВС архитектор барон Генрих Розен.

К концу 1884 года строительство костела было в основном завершено, и 8 декабря в нем началось богослужение.

Представить, каким был католический храм в прежние времена, можно только по нескольким фотографиям и описям, хранившимся в архивах: главный алтарь «прекрасной ажурной работы из дерева» был выполнен по рисункам Войцеха Коперского в 1888 году. Он состоял из престола, над которым возвышались «до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской». По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892 году. Правый – с изображением Святого Иосифа, левый – с распятием Иисуса Христа. Резного дерева кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки. Органа в иркутском костеле не было, вместо него на хорах стояла фисгармония американской фирмы «Сторн и Кларк», выписанная в 1896 году из Варшавы.

Студия кинохроники

С установлением советской власти в Иркутске для костела настали тяжелые времена. В 1921 году было национализировано имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находившуюся в них утварь. Одновременно с муниципализацией собственности прихода была попытка закрыть костел вообще, расторгнув договор с общиной. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков в содержании костела и предъявили общине обвинение в несоблюдении договора об аренде. Вышло постановление о ликвидации общины, но иркутские католики отстояли свои права, и расторжение договора было отложено. В феврале 1938 года очередная комиссия горсовета, обследовав костел, потребовала его закрытия. К этому времени община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа. Последним настоятелем прихода был отец Жуковский. Ослабленная и не имеющая достаточных средств община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания. 7 апреля 1938 года президиум Иркутского облисполкома принял постановление, где говорилось, что «учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костел) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих». Община была распущена, богослужения окончательно прекратились, храм закрыли, а в здании костела расположилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.

Органный зал

В 1974–1978 годах по проекту архитектора Галины Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костела намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии. В конце 1978 года, после длительных научно-реставрационных работ, в помещении бывшего костела открылся органный зал. В объеме апсиды прежнего костела устанавливается специально спроектированный в ГДР концертный орган.

Римско-католический приход Успения Богородицы был учрежден в сентябре 1991 года. Его возглавил прибывший несколько ранее в Иркутск из Польши ксендз-настоятель отец Игнаций Павлюс. С этого времени на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

Другие материалы