20.08.2010 12:00
Рубрики
Культура
20.08.2010 12:00

В гостях у ленских «бурундуков»

В век тотальной компьютеризации и засилья массовой культуры трудно представить, что совсем рядом еще остались уголки затерянного мира, где люди живут по старинке – взбивают сливки ручным деревянным миксером, умеют делать посуду из бересты и помнят старинную технологию изготовления тряпичных кукол.

Именно в таких деревнях и поселках Усть-Кутского района недавно побывала специалист по фольклору и этнографии Иркутского областного центра народного творчества и досуга Лидия Мельникова.

Для нее эта поездка в Усть-Кутский район – десятая экспедиция за шесть лет работы в центре. С 21 июля по 5 августа она побывала в семи населенных пунктах, среди которых старожильческие деревни: Подымахино, Казарки, Марково, Омолой. Результатом поездки стали любопытные открытия и оригинальные предметы быта.

– Если повсеместно население от смешанных с коренными жителями браков в Сибири называли «чалдонами», то в Казачинско-Ленском, Усть-Кутском и Киренском районе они называют себя «бурундуками», – сообщила Лидия Мельникова. – Дело в том, что со временем слово «чалдон» превратилось в ругательное и стало означать «неаккуратный, черный, некрасивый». А так как в этих районах живет много бурундуков, то жители стали ассоциировать себя с этими зверьками. Они говорят: «Мы такие же широколицые, что щеки видно из-за спины, а в каждой по семь орешков» (то есть еще и запасливые). Еще они называют себя ленские «водохлебы», потому что пьют много чая, и ленскими «бордушниками». Бордук – это, по сути, кисель из ячменя, который был характерен для этого района.

Лидия Мельникова также продемонстрировала тряпичных кукол, которых сделали для нее местные жительницы:

– Вот эту соорудила из подручных материалов Тамара Тупицина, вспоминая те, которыми играла в детстве. Раньше на куклу надевали изношенные тряпочки, волосы делали из конопляной кудели, ведь лоскутков было мало, поэтому одежда была почти вся в единственном экземпляре. Кстати, по кукле очень многое можно узнать о народе, поскольку ее конструкция очень мало менялась со временем. Например, эти куклы говорят нам о том, что в этих районах живут в основном потомки переселенцев с русского севера.

Рядом с куклами – палочка с зонтиком-ежиком на конце – старинный миксер из ели, который до сих пор используют в деревнях, где свет включают на несколько часов в день, и простейшая ложка из бересты. Парадоксально, что все эти, казалось бы, несовременные предметы до сих пор активно используются в быту, и это не случайно, считает Лидия Мельникова:

– Когда мы приезжаем в районы, частично оторванные от цивилизации, то видим, что люди там вынуждены жить в гармонии с природой и соблюдать старинные традиции. Например, охотник, когда идет в лес, не будет брать с собой посуду, он возьмет только нож, которым сделает отрез из бересты и изготовит «чумашек», куда положит ягоду или вскипятит в нем воду, а потом выбросит. Я считаю, все, что мы находим, можем не только сохранять, но и использовать сегодня для нашего духовного и физического здоровья. Например, носки «крипотки» из конского волоса, которые выводят влагу. Или очень красивое одноигольное вязание. Оно почти забыто у нас, но до сих пор бытует в Швеции и является гордостью страны. Мы также должны стать бережливы и внимательны к своим традициям, которые еще можно восстановить по крупицам.