19.07.2010 12:00
Рубрики
Мнение
19.07.2010 12:00

Андрей Коровин: Поэзия живет не только в столицах

В Иркутске завершился X Международный фестиваль поэзии на Байкале. Первым своими впечатлениями о форуме поделился московский поэт Андрей Коровин, организатор Международного литературного фестиваля имени М.А. Волошина в Коктебеле.

– Я первый раз на фестивале и очарован Иркутском, Байкалом и вообще Сибирью, в которой я никогда не был. И это, безусловно, превалирует над другими эмоциями. Поскольку московские авторы – гости фестиваля мне известны, то я хотел познакомиться с поэтами из Сибири. Мне кажется, что эти контакты будут развиваться, по крайней мере, со своей стороны буду предлагать своим коллегам – редакторам литературных журналов и газет в Москве публиковать их стихи. В столице очень мало информации о том, что происходит в Сибири, и многие имена для меня были открытием. Думаю, что фестиваль полезен как сибирякам, так и москвичам, чтобы лишний раз напомнить, что в России литература существует не только в Первопрестольной.

– Как вам пришла идея организовать Волошинский фестиваль?

– Я всегда любил Коктебель. Не так много мест, куда бы на протяжении многих десятилетий постоянно съезжались литераторы. И сколько бы ни было писательских домов отдыха, Коктебель был всегда наиболее привлекательным для всех. Наверное, дело в том, что Максимилиан Волошин изначально сделал его площадкой для общения самых разных людей творческих профессий: художников, артистов, литераторов. Это была территория свободы, и аура этого места сохранилась до сих пор. А я, ощущая себя там свободным человеком больше чем где бы то ни было, много лет ездил туда отдыхать. Но в какой-то момент количество людей, не имеющих отношения к творчеству, стало там превалировать. Изменить ситуацию мы взялись вместе с директором дома-музея М. Волошина Натальей Мирошниченко и киевским поэтом Андреем Грязовым. Сначала родилась идея конкурса – собрать литературные произведения о Коктебеле, которые у кого-то в столах лежат или давно опубликованы и забыты. А слово, как известно – материально. И мы постарались эти слова любви собрать в один холм, примерно как буряты собирали холмики из камней. Когда возник этот холм, автоматически родилась идея фестиваля. Мы поняли, что литераторы по-прежнему любят Коктебель, хотя они не были там по 20–30 лет. А кто-то посмотрел в интернете, что это за место, и тоже захотел туда приехать. Первый фестиваль был абсолютно спонтанный – его посетили случайные люди, но в то же время, как оказалось, нужные: Алексей Остудин из Казани, Станислав Минаков из Харькова, Александр Кабанов из Киева, то есть тот круг людей, которые совместно решили, что фестивалю – быть.

– Фестиваль постоянно помогает молодым авторам, а вас кто-то поддерживал на литературном поприще?

– У меня есть стихотворение памяти Андрея Вознесенского, в котором описано, как я к нему приезжал в 16 лет. На самом деле я много к кому приезжал, но только он сказал какие-то слова одобрения, а все остальные смотрели с иронией, некоторые говорили: молодой человек вы еще вырастете и забудете, что такое стихи. Мне приятно думать, что мы этим конкурсом и фестивалем можем помочь молодым авторам. У нас есть люди, которые в конкурсе участвуют с 17 лет, и спустя восемь лет существования форума они продолжают писать, а мы какими-то публикациями и выступлениями пытаемся их поддерживать.

– Когда вы стали писать стихи и поняли, что это серьезно?

– Первое стихотворение я написал совершенно случайно в шесть лет, а окончательно определился с тем, что буду этим заниматься, лет девять назад. До этого я тоже был уверен, что пишу стихи, но сейчас понимаю – это была подготовительная работа. Собственно стихи начали получаться, когда я приехал в Москву и стал учиться на Высших литературных курсах. Увидел больший спектр поэзии, чем я мог себе представить, ведь в 1990-е годы не было интернета. В провинцию никакие книги не доходили, и сложно было себе представить, что происходит в литературе. Поэты в моем родном городе Туле писали допотопным языком. Но когда я услышал других авторов, это дало мне силы писать что-то более серьезное и ощутить себя причастным к поэзии.

– В ваших стихах такие выпуклые метафоры, когда и как вы ощутили свободу себя выражать? И что вам важно раскрыть в творчестве?

– В моей предпоследней книге стихов «Поющее дерево» я как раз говорю об этом. Я пытаюсь создать некий мир, в котором будет комфортно и мне, и тем людям, которым захочется в него войти. Этот мир немного сюрреалистический, немного фантастический, хотя он очень крепко живыми корнями привязан к действительности, ко мне и к тем людям, которые меня окружают. Но он все равно находится в параллельном пространстве. Каждый поэт должен создавать такой мир, а иначе зачем писать? Описывать то, что мы видим, фотографировать реальность? Но это не имеет художественной ценности. А имеет то новое, что творческий человек хочет сказать миру.

Фото с сайта: www.baikalpoetry.ru

Справка

Андрей Коровин родился 3 апреля 1971 года в Тульской области. Окончил Юридический институт МВД РФ и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Автор поэтических книг «Белая книга» (1997), «Антология женщины» (1999), «Поющее дерево» (2007), «Пролитое солнце» (2010). Публиковался в журналах России, Украины, Германии, Дании, США. Лауреат премии журналов «Дети Ра» (2006) и «Футурум АРТ» (2008). Организатор Международного литературного Волошинского конкурса и Международного литературного фестиваля имени М.А. Волошина (Коктебель). Куратор литературного салона «Булгаковский дом» (Москва). Соавтор идеи и ведущий (совместно с Андреем Новиковым) портала «Всемирная литафиша» (www.litafisha.ru).