Алексей Гиричев: Исправительные учреждения в гуманитарной помощи не нуждаются

Вымогательства, получение взяток, кражи, доставка на территорию режимных объектов запрещенных предметов – такие преступления чаще всего совершают сотрудники учреждений уголовно-исправительной системы (УИС). Выявлением коррупционных проявлений в учреждениях УИС занимается недавно созданное управление собственной безопасности ГУФСИН России по Иркутской области. Его начальник Алексей Гиричев в интервью нашему корреспонденту рассказал о задачах и работе управления.

За сохранность и чистоту рядов

– В марте 2010 года приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний в ГУФСИН России по Иркутской области было сформировано управление собственной безопасности. В рамках национального Федерального закона «О противодействии коррупции» такие управления создаются во всех подразделениях правоохранительных органов.

В числе задач, которые стоят перед УСБ: обеспечение государственной защиты работников территориального органа уголовно-исправительной системы и членов их семей. К счастью, пока серьезных инцидентов у нас не было, но в целом по России такое случается. Не так давно в Нальчике застрелили начальника СИЗО. Наша цель – пресекать любые угрозы на корню.

Следующее направление: выявление, пресечение и раскрытие преступлений со стороны сотрудников исправительных учреждений, в том числе коррупционной направленности. Кроме этого мы обязаны предотвращать проникновение на службу в органы УИС лиц, преследующих противоправные цели. Сотрудники управления должны следить, чтобы в пенитенциарных учреждениях в качестве служащих не оказались члены террористических и националистических организаций, организованных преступных сообществ.

Надо сказать, что отдел собственной безопасности существовал у нас и ранее, но в управлении служит больше сотрудников, а я, как руководитель подразделения, подчиняюсь теперь начальнику ГУФСИН и одновременно начальнику УСБ ФСИН России.

Для того чтобы в полной мере реализовать свои обязанности, УСБ наделяется рядом полномочий. Вот лишь некоторые из них. Мы имеем право запрашивать и получать из структурных подразделений уголовно-исправительной системы любые документы, справочные и иные материалы, которые необходимы для принятия решений по вопросам, входящих в компетенцию нашего управления. Мы можем осуществлять по указанию начальника ГУФСИН выезды в подведомственные учреждения, проводить служебные проверки. Сотрудники УСБ правомочны осматривать служебные помещения, предметы и документы, находящиеся в кабинетах и сейфах, а также изымать запрещенные предметы, перечень которых установлен законодательством.

О разнообразии взяток

– За первый квартал года в отношении сотрудников уголовно-исправительной системы было возбуждено восемь уголовных дел и еще два в отношении вольнонаемных работников. Бывает, что сотрудники проносят на территорию пенитенциарных учреждений запрещенные предметы, например сотовые телефоны. Казалось бы, что здесь особенного? Но ведь с помощью сотового телефона подозреваемый в совершении какого-либо преступления может позвонить с угрозами свидетелям или иным способом препятствовать расследованию. Сотрудники учреждений соглашаются на такие противоправные действия за денежное вознаграждение, порой очень смешное. Например, младший сержант внутренней службы Халбакшинов пронес на территорию ШИЗО КП-39 поселка Улькан свой сотовый телефон осужденному Кокорину, который за это заплатил ему 100 рублей. Сержант уволен со службы, а материал проверки для принятия правового решения был направлен в Следственный отдел по Казачинско-Ленскому району СКП РФ по Иркутской области.

Также бывают случаи, когда на территорию учреждений ГУФСИН попадают наркотики. Так, в марте этого года в ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что младший инспектор дежурной службы ФБУ ИЗ-38/6 Жусупов, получив предварительно 1000 рублей, пронес на режимную территорию 0,11 грамма героина и свою SIM-карту для осужденного Аршанова. По данному факту тоже ведется следствие.

Есть факты вступления в преступный сговор осужденных и сотрудников УИС. Так, прапорщик внутренней службы Багаев из КП-44 ОИК-1 и осужденный-поселенец Баканов, сговорившись, похитили из учреждения семь поросят на сумму более 33 тысячи рублей. Теперь обоим предъявлено обвинение в совершении кражи.

Иногда за обещание послаблений сотрудники вымогают у осужденных взятки, порой под видом гуманитарной помощи. Так, например, начальник ФБУ МРУИИ-4 Счастная получила от осужденной к условному сроку наказания взятку в виде… аквариума, стоимостью 5 тысяч рублей, за то, что обещала осужденной направить в Усольский городской суд представление об отмене условного осуждения и снятия судимости.

Многие наслышаны о другом деле. В марте 2010 года в превышении должностных полномочий и вымогательстве был обвинен заместитель начальника по безопасности и оперативной работе ИК-3 Коннов. Нами была получена оперативная информация, что он вымогает деньги с осужденных за должности, отпуска, условно-досрочное освобождение и другие льготы. Также проводилась проверка информации о вымогательстве денежных средств на строительство и ремонт учреждения. По заявлению супруги одного из осужденных, в Следственном комитете при прокуратуре в отношении Коннова начато уголовное преследование.

О работе телефона доверия

– Так называемая гуманитарная помощь, когда под видом таковой сотрудникам исправительных колоний фактически предлагают взятку, либо они сами вымогают ее, – одна из острых тем. Бывает, родственники осужденных просят для близких определенных послаблений и приносят в колонию различные стройматериалы. Доходит до того, что какая-нибудь бабушка, беспокоясь за внука, продает последнее и приносит в колонию… ведро краски. Замечу, что сейчас категорически запрещено принимать что-то от родственников. Пенитенциарные учреждения на сегодняшний день хорошо финансируются и не нуждаются в гуманитарной помощи. Поэтому процессы, связанные с ее оказанием, идут скорее по инерции. Любой вопрос по изменению режима, свиданий можно решить с руководителем учреждения во время приема по личным вопросам. Несколько лет назад заместитель начальника спецотдела СИЗО-1 получила взятку за то, что обещала перевести осужденного в колонию поближе к дому. В то время как подобные вопросы не сложно решить в официальном порядке. Поэтому, если имеются факты вымогательства со стороны сотрудников УИС, просьба обращаться к нам, анонимность при этом гарантируется.

Поверьте, позиция руководителя ГУФСИН России по Иркутской области Павла Радченко в вопросах соблюдения законности крайне жесткая. В системе УИС в последние годы наводится серьезный порядок. Организованной преступности это не очень нравится, противодействие со стороны ОПС мы ощущаем постоянно. Да, они закладывают отдельные средства на подкуп должностных лиц в разных правоохранительных органах, да, существует так называемая профессиональная деформация у самих работников исправительных учреждений. Поэтому уже несколько лет в системе ГУФСИН действует психологическая служба. Именно для того, чтобы свести на нет коррупцию в наших рядах, работает управление собственной безопасности. Мы призываем граждан обращаться к нам по круглосуточному телефону доверия (83952) 26-80-62.