Агломерационное дежавю

Новосибирский ученый предложил вспомнить об объединении городов

Вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Новосибирска профессор Юрий Воронов во время своего визита в Иркутск встретился с мэром города Виктором Кондрашовым. На встрече они говорили о транспортных проблемах, таких как парковки и разгрузка транспортных сетей с применением инновационных подходов. К тому же ученый напомнил о недавно актуальной для нашего города теме создания Иркутской агломерации.

Инновационным вариантом решения проблемы пробок профессор считает развитие рельсового транспорта: «Существует проект скоростного трамвая по городским рельсам. Другой вариант – организация городских электричек с использованием существующих в городе железнодорожных рельсов. Подобные проекты уже действуют в московском районе Бутово и во многих городах Северной Америки».

Себестоимость таких перевозок, по словам Юрия Воронова, в два раза ниже автобусов или маршрутных такси. В то же время маршрутным такси можно сделать более короткие маршруты по району. А пассажиры будут делиться на тех, кому не проблема 500-700 м бесплатно пройти пешком, и тех, кто готов немного доплатить за свой комфорт. «В Новосибирске мы несколько раз проводили круглые столы с ассоциациями частных перевозчиков, и все они единогласно говорили, что им выгоднее перевозить большое количество пассажиров на небольшое расстояние, чем наоборот», – отметил профессор.

Разделение городского транспорта на рельсовый и пневматический, возможно, было бы эффективным для борьбы с пробками в горячее утреннее и вечернее время. Юрий Воронов отмечает, что такие решения стоит принимать только после детального мониторинга транспортной ситуации: «Возьмем, к примеру, недавний проект замены маршрутных такси автобусами в вашем городе. Стоит опробовать такой метод сначала в одном отдельном микрорайоне, вложить определенные деньги в изучение его эффективности, чем сразу начинать с перемен».

Второй довольно острый для новосибирских ученых вопрос, который недавно занимал умы политиков Иркутской области, – создание агломерации. Юрий Воронов говорит, что не обязательно менять административные границы. Для эффективного сотрудничества между городами – Иркутском, Ангарском и Шелеховым – нужны единые административные проекты, договоренности.

– К примеру, люди живут в Иркутске, а работают в Ангарске, в казну которого и отчисляются налоги. На уровне договоренности Иркутск может обеспечить более удобный проезд своих жителей на места работы в Ангарск, а власти Ангарска, на основе налогов, полученных от иркутян, обеспечат строительство чего-либо в Иркутске. Фактически это платформа для формирования связей между муниципалитетами, – считает профессор.

Ученый отметил, что если бы подобные условия были созданы в США или Европе, власти городов уже давно бы договорились между собой. «На Западе есть культура выполнения взаимных обязанностей. К примеру, город Остин в штате Техас. У них есть клуб мэров, в него входит градоначальник самого Остина и мэры 16 муниципалитетов. В своем клубе они встречаются, охотятся, играют в гольф и без какого-либо протокола общаются между собой. И никто не нарушает договоренностей, так принято. Скажем, пообещал один мэр другому до такого-то числа построить дорогу. Он ее построит, потому что в противном случае другой мэр обратиться в СМИ, спровоцирует общественную реакцию со всеми вытекающими последствиями. Скажу, что проблема горизонтальных отношений в целом для нас характерна. Жить в стране будет хорошо, когда на нижних уровнях власти люди научатся договариваться между собой», – резюмировал Юрий Воронов.