Водопроводная вода «от и до»

Что происходит с нашей водопроводной водой перед тем, как она поступает в дом? Насколько безопасно пить воду из-под крана? Все эти вопросы среди иркутян, которые заботятся о своем здоровье, являются предметом споров.

Специально для газеты «Областная» специалисты МУП ПУ ВКХ Ольга Борисовна Мурашова, начальник центральной аналитической лаборатории контроля качества воды, и Сергей Юрьевич Обуздин, заместитель главного инженера по техническим вопросам, провели экскурсию по лаборатории, рассказали о процессе подачи питьевой воды и развенчали несколько популярных мифов.

Первый класс качества

Рассказ о воде стоит начать с того, что в Иркутске нет водопроводных очистных сооружений. Это уникальный для России случай. Наша вода соответствует всем нормам СанПиНа и классифицируется как вода первого класса качества из трех существующих.

«Вода, которая поступает к нам в краны, забирается непосредственно из Иркутского водохранилища с глубины более чем 15 метров. Оголовок водозабора (забирающий край трубы) находится достаточно далеко от берега. Для поддержания оптимальной чистоты воды в районе водозабора путь для местных яхт и лодок закрыт», ­­­­­– рассказывает Сергей Обуздин.

Из оголовка водозабора, оборудованного рыбозащитными сетками, вода по самотечным водоводам поступает на насосную станцию первого подъема. Следующий этап – хлорирование. Это единственный вид обработки, которому подвергается иркутская вода, перед тем как будет подана в распределительную сеть города.

Процесс происходит в специальном хлораторном здании, которое находится на территории водозабора. Жидкий хлор из баллонов подается в газообразном состоянии и смешивается с водой, после чего хлорированная вода поступает в водоводы и расходится дальше. Процесс хлорирования контролируется с особой тщательностью, существует несколько степеней защиты. «При всей чистоте воды из Иркутского водохранилища хлорирование – обязательный элемент очистки. Это требование Роспотребнадзора. Допустимая норма содержания хлора в водопроводной воде 0,3-0,5 миллиграмма на литр», – поясняет Ольга Мурашова.

Непрерывный контроль качества

Качество водопроводной воды проверяется регулярно согласно установленным СанПиНом и местными органами Роспотребнадзора нормам. Каждый день сотрудники лаборатории контроля качества воды берут пробы из двух водозаборов и двух насосных станций второго подъема. К тому же, согласно специально разработанному графику, ежедневно контролируется качество воды в каждом районе города. Воду на анализ берут из водопроводных колонок, их в Иркутске насчитывается 477. И по всем показателям наша водопроводная вода соответствует требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

Стоит отметить, что МУП ПУ ВКХ занимается подачей только холодной воды. Компания «Иркутскэнерго» поставляет иркутянам горячую воду: по сути, нагревает ту же холодную. Есть мнение, что горячую воду из-под крана пить не рекомендуется, на самом же деле лаборатория МУП ПУ ВКХ периодически делает анализ воды для «Иркутскэнерго», и результаты говорят о том, что горячая вода также соответствует всем санитарным нормам, что опровергает все мифы.

Качество воды не зависит от района города – по водопроводной сети она поступает от одного водозабора. Но в некоторых домах вода из крана может течь ржавая или не очень чистая – это уже проблема старых труб внутренней разводки домов.

Интересный факт, что в Москве питьевая вода также соответствует первому классу качества, но почему же в Иркутске она вкуснее? Ольга Мурашова объясняет, что допустимые нормы СанПиНа имеют достаточно широкий диапазон: «К примеру, общая минерализация воды может достигать 1000 миллиграмм на литр (по специальному разрешению местных органов Роспотребнадзора – в исключительных случаях 1500), а у нас в Иркутске – не более 60. Жесткость воды может достигать отметки семь градусов, а у нас не более 1,1. В нашем городе уникально чистая вода, все показатели самые низкие и остаются практически неизменными за все годы наблюдения».

То есть получается, что иркутянам не нужны в хозяйстве средства от накипи для чайников и стиральных машин? «Не стоит тратить на это деньги. У нас удивительно мягкая вода, она практически не содержит солей и минералов, так что нечему откладываться на нагревателях вашей машины. Я сама даже фильтры для воды не признаю, считаю их пустой тратой денег. Вот, к примеру, фильтр вы как часто меняете? Раз в месяц? А сколько там за это время оседает вредных микроорганизмов, какие процессы происходят и как это сказывается на качестве питьевой воды. Так что я всегда всем говорю: пейте воду из-под крана, она самая полезная. А небольшое количество хлора – выветривается уже через два-три часа, так что пить сразу или дать чуть отстояться – это просто дело вашего вкуса и привычки», – говорит Ольга Мурашова.

Лабораторные будни

В лаборатории МУП ПУ ВКХ водопроводная вода подвергается бактериологическому и химическому анализу. Но исследовательская работа начинается со сбора проб воды по всему городу. В специальные контейнеры пробоотборщики ставят по две бутылки для каждой точки отбора: стерильную стеклянную для забора воды на бактериологический анализ и обыкновенную пластиковую для химического анализа, подписывают на каждой шифр колонки и отправляются в путь. У пробоотборщиков есть маршрутные листы, на которых отмечены максимально близко расположенные друг к другу водопроводные колонки для оптимального сбора образцов. После отбора проб бутылки отправляются в лабораторию для дальнейшего анализа.

В бактериологической лаборатории вода пропускается через микробиологические фильтры, которые помещаются в питательную среду, после чего чашки с фильтрами ставятся в термостаты на срок от 18-24 часов. После чего проводится их дальнейшее исследование.

В химической лаборатории вода изучается на количество примесей, оценивается на вкус, цветность, мутность и запах. «Неужели из каждой бутылки отпиваете?», – обращаюсь к инженеру-химику. «Да. Такая вот опасная работа», – смеется женщина в белом халате.

Всего в лаборатории МУП ПУ ВКХ работают 9 сотрудников: начальник лаборатории, два инженера-химика, два инженера-бактериолога, два пробоотборщика, лаборант и мойщик посуды. Коллектив стабильный, специалисты работают продолжительное время, а значит, и квалификация у них высокая.

Зачем отключают холодную воду?

Каждое лето в Иркутске производится планово-предупредительное отключение холодной воды. Первые в этом году отключения начнутся в мае. Максимальная их продолжительность по времени – 48 часов. «За это время мы меняем изношенные задвижки, которые стоят для того, чтобы в случае повреждения трубопровода локализовать аварийный участок и отключить как можно меньше абонентов и на самый короткий срок. Сейчас мы используем качественные импортные задвижки, их срок службы существенно дольше, чем тех, что стояли раньше. Тем не менее на водопроводных сетях города стоят 9490 задвижек, которые по мере выявления дефектов и физического износа так или иначе приходится менять», – говорит Сергей Обуздин.

Одна из самых актуальных проблем для Иркутска в настоящее время – отсутствие резервного источника воды. Сергей Обуздин рассказывает, что согласно СНиП в каждом большом городе должны быть альтернативные варианты водозабора, к примеру подземные месторождения воды: «В данный момент в Иркутске это проблема. Было месторождение в районе Байкальского тракта, но теперь из-за отсутствия зоны санитарной охраны использовать это месторождение нельзя, появилось слишком много поселений. Ангара нас всегда напоит, но резервное месторождение иметь все равно необходимо. Совместно с городской администрацией МУП ПУ ВКХ работает над решением этой проблемы».

Из истории иркутского водопровода

Впервые вопрос строительства водопровода в Иркутске по проекту инженера Лагарда обсуждался в 1883 году. Чтобы построить водопровод мощностью 200 тыс. ведер в сутки необходимо было 2,5 года, а чтобы его содержать требовалось 60 тыс. рублей ежегодно. Одновременно рассматривался проект строительства подземной канализации для удаления городских нечистот. Но осуществить их так и не удалось.

В зимнее время для обеспечения горожан водой оборудовались специальные проруби. Кроме того, иркутяне имели право дополнительно прорубать свои. Развозить воду жителям города мог любой человек, имеющий в городе вид на жительство и лицензию городской управы, которая выдавалась после осмотра бочек и признания их пригодными для перевозки воды. Водовоз должен быть чисто одет, в фартуке. Вода набиралась только в указанных управой местах.

К концу 19 века стало очевидно, что проблема водоснабжения требует инновационного подхода. В 1900 году в Думу представляется новый проект постройки водопровода в городе. После множества проверок воду было решено забирать у деревни Малая Разводная.

На левом берегу планировалось утроить водокачку – в Глазковском предместье. И снова все упиралось в колоссальные финансовые затраты, проект не был реализован. Лишь в 1903 году решение о строительстве водопровода было принято окончательно. В том же году под руководством инженера Зимина были проложены и введены в действие первые версты городского водопровода, который обслуживал небольшую часть центра города и подавал с сутки около 70 тыс. ведер. В последующие годы водопроводная сеть развивалась и ширилась.

Первые комплексные водопроводные сооружения появились в городе в советское время. В 1925 началось строительство насосной станции с водозабором на улице Ангарской, на левом берегу водозаборная станция была построена в роще «Звездочка», водопроводная сеть продолжает разрастаться.

Большие возможности для улучшения водоснабжения Иркутска дало строительство Иркутской ГЭС. Город развивался, были построены новые водопроводные сети и сооружения. Обслуживая такую важную часть городского хозяйства, трест долгое время не имел собственной базы. В 1960 году в тресте имелось 9 коней, на которых землекопы и слесари водопровода и канализации выезжали на аварии. На тех же самых конях возили и деревянные бочки с прибитой табличкой, на которой было написано, сколько стоит вода для оптового и розничного покупателя. В розницу в то время ведро стоило 3 копейки.

Наличие разрозненных насосных водонапорных станций и водозаборов с напорными башнями и резервуарами затрудняло водоснабжение города. С 1962 город начинает стремительно расти и благоустраиваться, в связи с чем создание единой системы водоснабжения жителей качественной питьевой водой становится необходимым. В 1976 в эксплуатацию был принят водозабор «Ерши», который функционирует до сих пор. Проблема водоснабжения была практически решена. Довольно долго в районах города, где не было централизованного водоснабжения, вода подавалась населению из артезианских скважин. По мере строительства водопроводных сетей они закрывались. Последняя из них, расположенная по улице Первомайской, была закрыта в 2009 году.